Ректор АГИИК о проекте «Музыка для всех»
В связи с наступающим в России Годом культуры в Якутии идет работа над уникальным образовательным проектом «Музыка для всех» под патронатом первого Президента Якутии Михаила Николаева. Арктический институт искусств и культуры намерен масштабно участвовать в нем. Ректор вуза кандидат педагогических наук Саргылаана Игнатьева высказала свою точку зрения на некоторые тонкости.
— Есть авторитетное мнение, что приобщение к музыке помогает ребенку резко повысить умственные способности. Ученые выяснили, что 70% профессоров математики и физики Оксфордского университета в детстве занимались музыкой. А такие компании, как Microsoft и Apple, оказывается, предпочитают брать на работу сотрудников с музыкальным образованием.
Польза от проекта «Музыка для всех» очевидна. Только как выстроить стратегию?
Все знают, что в России сложилась уникальная трехуровневая система о6учения музыкантов: детская музыкальная школа — училище — вуз. Разработана она была еще в 1933 году и по сей день дает блестящие результаты в подготовке профессиональных артистов.
А проект «Музыка для всех» нацелен на обычных детей, которые гоже нуждаются в музыкальном образовании. Саргылаана Семеновна считает, что сообща с Министерством культуры и духовного развития РС(Я), и Министерством образования РС(Я), которые назначены кураторами проекта, можно согласовать некоторые изменения в существующей системе подготовки кадров.
Детские школы искусств делятся на школы, выполняющие предпрофессиональные задачи, и школы общеэстетического плана. Последние для реализации проекта «Музыка для всех» могут скорректировать учебные планы и программы, интегрируясь с общеобразовательными школами.
При АГИИК создан. Арктический институтский образовательный округ (АркИнОО). В качестве ассоциированных членов в него вошли и наши партнёры. Это образовательный ресурсны центр Министерства культуры и духовного развития РС(Я), Высшая школа музыки, Якутский музыкальный колледж, Якутское художественное училище, Колледж культуры и искусства, Республиканское хореографическое училище и другие.
В рамках; АркИнОО. сртрудничает с 25 детскими школами искусств и общеобразовательными. школами которые стали стажировочными площадками вуза. Этот список может пополняться. Выпускники школ имеют шанс продолжить зование в учреждении среднего профессионального образования и далее поступить в АГИИК.
Проект предполагает, что ребенок должен выйти из школы с теоретическими знаниями, научившись играть на музыкальном инструменте. Чтобы обеспечить республику преподавателями музыки такого уровня, на основе целевой контрактной подготовки в АГИИК в 2014 году откроются профиль «Музыкальная педагогика» и направление «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». Вуз может в год готовить по 40 педагогов с такой специализацией.
Необходимо создать межведомственный метод-центр, который поможет, министерствам-кураторам координировать деятельность педагогов, работающих в рамках проекта и станет подспорьем. в разработке учебных планов и программ.
Целесообразно организовать выездные творческие школы пo современным методикам обучения детей музыке с приглашением ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДШИ на базе самых успешных школ искусств. Это, возможно, будут Амгинская, Нюрбинская, Якутская, Нерюнгринская №2, Среднеколымская, Батагайская, Тиксинская ДШИ.
На базе института можно открыть краткосрочные курсы повышения квалификации в области музыкального искусства и музыкальной педагогики. Также есть необходимость выбрать в качестве экспериментальной площадки ряд общеобразовательных школ, заинтересованных в музыкальном образовании детей. Например, СОШ №7 Якутска сама вышла на АГИИК с таким желанием. Кроме того в столице есть положительный опыт эстетического воспитания в школах №№ 23 и 33.
На базе оркестра народных инструментов АГИИК можно создать республиканский или муниципаьный оркестр народных инструментов с академическим репертуаром, который мог бы организовывать различные тематические мероприятия дня учащихся школ республики.
Как показывает опыт таких прогрессивных стран как Япония и Корея, музыка может играть важную роль в социально-экономическом развитии общества. Она помогает максимально раскрыть интеллектуальный потенциал детей, стимулирует креативность мышления вот почему АГИИК крайне заинтересован в воплощении проекта «Музыка для для всех» в Якутии.
Аита Шапошникова.