ШКОЛА СТЕПАНИДЫ БОРИСОВОЙ

Школа в искусстве подразумевает определенную эстетику, сформированную мастером, передающим ее основы своим ученикам. Сохраняя исторические корни, она одновременно несет в себе новые неповторимые черты. Один из таких мастеров — народная артистка России, лауреат Государственной премии имени П.А.Ойунского Степанида Борисова.

Нынешний выпускной курс актерско-режиссерского отделения факультета исполнительских искусств Арктического государственного института искусств и культуры, на котором Степанида Борисова ведет занятия по тойуку — жанру традиционного якутского пения, представил спектакль-тойук «По волнам жизни». Его уникальность состоит в том, что простые житейские истории звучат с особой экспрессией, потому что  он «спет». Драматический спектакль исполнен в импровизационной форме традиционного тойука на основе пения кылысах. Поскольку тойук считается высоким стилем, употребляемым в эпосе «Олонхо» при обращении к богам и духам — покровителям в особо торжественных случаях, то неожиданный эффект обращения к этому способу исполнения в современной бытовой драме поставил вопрос о новой эстетике. Ранее считавшееся несовместимым дало новое качество сильного эмоционального воздействия.

Житейские истории, автором которых является сама Степанида Борисова, не так просты, как кажутся на первый взгляд. В них смешное и горькое во взаимоотношениях людей поднимаются на уровень трагедии. Ставшие привычными реалиями современной жизни измены, предательства, сиротство при живых родителях и алкоголизм звучат в спектакле как трагедия разрушения человеческих душ. Благодаря тому, что тойук разворачивает все события так, что зритель воспринимает их с точки зрения традиционной народной этики, звучащей в интонациях распевного слова, обогащенного рыдающим, сострадающим или весело звенящим кылысахом.

Опыт мастер-классов, проводимых Степанидой Борисовой во всех частях света, дал отличные результаты на родине.

Но не только пение восхищает в этом спектакле. Пластические сцены — хореографические картины — тоже поставлены Степанидой Борисовой. Они полны изящества и энергии народных танцев. Контрастируя с урбанистическим обрамлением спектакля, печальным шумом дождя и музыкальной темой «Шербурских зонтиков», создают картины живой культуры.

В русле формирования эстетики классического театра олонхо работа Степаниды Борисовой является открытием нового жанра в этой художественной системе. Мировая история дает примеры многожанровых классических театров. Наряду с театром Но в Японии существует театр Кабуки, основанный не на сакральном священнодействии, а на современных создателям сюжетах, исполненных в традиционной народной манере. Великая традиция индийского классического театра также содержит комплекс жанров, построенных как на мистических основах, так и на житейском материале. Объединяют эти жанры неразрывность этического и эстетического, народная мораль и традиционные средства выразительности: пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, речитатив, мимика, жесты, костюм, символическая атрибутика.

Мастер, вокруг которого ,формируется школа, не только отличный профессионал, он должен быть еще и талантливым педагогом. У Степаниды Ильиничны нет в группе непоющих студентов, хотя три года назад они сами об этом не знали. Мало того, что у своих студентов она открыла глубоко спрятанные генетически обусловленные способности, под ее руководством ожили и зазвучали голосами молодых современных людей ставшие для многих архаичными образы извечной народной морали и неумирающей красоты. Художественное образование тогда имеет смысл, когда его суть составляет система школ, объединенная общей философией и этикой.

Валентина Чусовская