Автопортреты более сорока художников Якутии сразу можно увидеть в эти дни в арт-галерее «Ургэл»
Эта выставка — часть нового проекта Союза художников Якутии и арт-галереи. Первые две выставки в его рамках прошли с е большим успехом: «Анималистика» и «Ню». Эта, третья по счету, не уступает по содержанию первым двум, экспозиции произведения прославленных якутских мастеров соседствуют с работами молодых, но все без исключения авторы — профессиональные художники.
Среди картин, графических работ и скульптур есть никогда ранее не выставлявшиеся. Например, линогравюра живой легенды якутского изобразительного искусства Афанасия Мунхапова, в которой есть цвет. В центре — сам график в своем знаменитом берете, вокруг множество деревянной утвари, атрибутов якутской национальной культуры, голова единорога или козерога, что, по всей видимости, символизирует астрологический знак рождения. Автопортрет очень декоративен, одновременно — реалистичен, Мунхалова на нем сразу можно узнать.
Директор галереи Юрий Спиридонов тоже выставил новую работу, которую написал этой осенью, находясь на родных берегах, где прошли детство и отрочество, в далеком северном районе. И здесь же можно увидеть его хорошо известную работу, замечательный автопортрет, где он двадцатидвухлетний юноша.
Живописец Исай Капитонов на большом автопортрете и в картине «На Ленских столбах» тоже легко узнаваем, как и его почерк. Два больших полотна расположены рядом.
Необыкновенно хорош небольшой карандашный рисунок Гаврила Петрова, выполненный в реалистичной манере. Многие его коллеги видят в нем портретное сходство не только с самим автором, но и с его предком, знаменитым якутским художником Иваном Поповым. Если это его произведение напоминает рисунки старинных европейских мастеров, то вторую его работу, живопись «Моя семья» специалисты смело могут отнести к современному художественному течению гиперреализма, иногда его называют фотореализмом. В любом случае это без сомнения один из лучших образцов поп-арта. На картине изображены дети художника, любимые домашние животные и он сам, отраженный в сверкающем металле чайника.
Среди работ выделяется автопортрет Артура Васильева. Мастер написал его в духе Рембрандта. Улыбающееся, освещенное ярким живым светом лицо тонко прописано, фон тонет в темноте.
Внимание посетителей обязательно привлечет и полотно Талины Окоемовой. Сходство девушки на картине с «оригиналом» очевидно. Нежная женская хрупкость контрастирует с силой хищного животного, подчиненного внутренней силе хозяйки.
Рекордсменкой по автопортретам можно назвать Ирину Мекумянову-Пильска, сразу несколько ее живописных работ украшают залы галереи. И все они очень разные. На одном автопортрете — гротеск и ирония, на другом — лирика и «серебряное настроение».
Про автопортрет Михаила Старостина уже ходит много споров, мол, вовсе это и не автопортрет. Шутят, что этот северный человек «гуляет» по всем картинам мастера. Конечно, абсолютного и даже отдаленного портретного сходства в нем нет, но это еще один, без преувеличения, шедевр художника, как и многие другие его полотна. Возможно, северный человек — это внутреннее состояние, самоощущение художника, одна из его граней личности. Можно строить догадки, что веревки, связавшие его предплечья, символизируют сдержанность, а множество вещей, которые висят на нем, — это символ обремененности человека или, наоборот, мобильности, свободы, непривязанности к определенному месту. В общем, автопортрет Михаила Старостина способен дать пищу размышлениям и разбудить воображение.
Необычайно хороши работы сестер Екатерины и Туяры Шапошниковой. Очень декоративно, броско и интересно смотрится автопортрет Марии Гуляевой, хотя, как говорят знающие художницу в лицо, портретного сходства нет. Из двух автопортретов Прокопия Слепцова один вырезан из дерева, другой, смеющийся, отлит из гипса и затонирован под бронзу. Картина Марии Рахлеевой — это, наверное, больше, чем автопортрет, скорее, это образ современной женщины, немного уставшей от суеты, несколько одинокой и полагающейся во всембольше на себя. С особым настроением радости исполнена живопись Тохмана Бойтунова «Шестидесятая весна». Особым настроением пропитана и сама выставка. К сожалению, в одной газетной статье невозможно описать все автопортреты, рассказать обо всех авторах. Как говорится, это надо видеть.
Варвара Куличкина