В газете «Культура» вышла статья о триумфе заслуженной артистки РФ, народной артистки РС(Я) Степаниды Ильиничны Борисовой на фольклорном фестивале в Германии, которую мы с большим удовольствием представляем вашему вниманию.
В Кёльне на днях завершился XXX Фестиваль современного фольклора Европейского вещательного союза. Его организатором выступило западногерманское радио WDR, и приняли в нём участие 15 музыкальных коллективов из 12 стран Европы. Россия была представлена на фестивале выдающейся якутской певицей и актрисой Степанидой Борисовой, молдавским квартетом «Тригон» («Радио России») и Астраханским губернаторским ансамблем песни и пляски (радио «Маяк»).
Молдавская группа «Тригон» и выдающаяся якутская фолк-певица, сказительница и актриса Степанида Борисова представляли «Радио России». Они выступили на церемонии открытия и имели потрясающий успех. Почему молдавский «Тригон» выступал от «Радио России»? Потому что главная федеральная радио-компании России вот уже 12 лет является неизменным и надёжным партнёром молдавской группы. «Радио России» неоднократно представляло трансляционные московские записи концертов «Тритона» и Кишинёвского фестиваля этнод-жаза в Европейском вещательном союзе. И во многих странах Европы благодаря этим трансляциям узнали о «Тригоне». Степанида Борисова, которая впервые встретилась с «Тритоном» в Кёльне, сказала, что поначалу отнеслась к идее совместного выступления с осторожностью: «Они много гастролируют, а это всегда сказывается на игре, творчество превращается в конвейер. Но, услышав их на репетиции, я была приятно удивлена их отточенным мастерством и глубиной содержания музыкальных композиций. Они потрясающие виртуозы, большие профессионалы, кроме того, у них есть душа, а это для меня самое важное в творчестве. Играть с душой, раскрывать свою душу людям — значит быть искренним с публикой.
Степаниде Борисовой, которая выступала с вокальными импровизациями в якутской национальной технике пения тойук, аккомпанировал на барабанах Гари Твердох-леб («Тригон). Тойук — заклинания-благопожелания, лежащие в основе одного из архаичных обрядовых жанров якутов. Дуэт импровизировал вживую — вместе удалось помузицировать на репетиции всего несколько минут, «попробовать» только две композиции, и то лишь настроиться, прикоснуться к исполняемому материалу, почувствовать друг друга. На концерте же у многих создалось впечатление, что это был слаженный, проверенный годами дуэт. Овациям Tie было конца
После перфомапса Сюпаниды Борисовой, абсолютной фаворижи фестиваля, образовалась очередь — не только за автографами певицы, но и за ответами на многочисленные вопросы. Норвежца Лейва Солберга интересовало, как действуют шаманские заклинания на человека и помогают ли песнопения С.Борисовой людям? Он имел в виду медицинские спецэффекты! Степанида Ильинична отвечала, что, конечно же, она не шаманка, а всего лишь актриса. Но никто этому не верил! Все ощутили на себе поистине колдовское воздействие её голоса.
— Степанида Борисова — моя великая героиня, — признался Пекка Кяппи, солист финского «Jouhiorkesteri». — По моему мнению, она величайшая певица и актриса во всём мире. Её выступление стало для меня открытием. На сцене она была как божество, супергерой. В её игре было всё — и катарсис, и экстаз, и трагедия, и мощь, и нежное прикосновение к струнам человеческой души…
Ханни Боде (продюсер радио «Культура», ARD, Берлин): «Степанида неимоверной силой воли подчиняет себе зал, и мы все невольно очаровываемся её пением и игрой».
Уже после фестиваля Степанида Ильинична призналась, что во время своего выступления не сразу смогла войти в транс, чтобы переключиться с лирики на шаманские заклинания. Но поверьте, в её концертной программе не было ни одной равнодушной нотки в голосе. И у всех было ощущение абсолютной полноты фантастической реальности шаманской Вселенной.
Совсем немного свободною времени осталось нашим музыкантам для знакомства с достопримечательностями Кёльна. Собственно говоря, достопримечательностей здесь две (город был до основания разрушен в 1945 году в результате бомбардировки авиации союзников): Кёльнский Собор, один из трёх самых высоких соборов в мире, и комплекс зданий западногерманского радио WDR. Это целая бункер-монополия, повсюду в городе таблички с указаниями, что это, образно выражаясь, владения «маркиза Карабаса», т.е. WDR.
Прекрасная организация фестиваля (спасибо главному идеологу фестиваля господину доктору Верне-РУ ФУРУ!). доброжелательная творческая атмосфера оставили самые приятные воспоминания у наших музыкантов и вдохновили их на новые смелые творческие проекты.
Справка о фестивале:
Фестиваль Европейского вещательного союза — его второе по масштабу (после телевизионного конкурса песни «Евровидение») детище. Это своего рода панорама всего самого актуального, что происходит сегодня в фолк-музыке разных стран, демонстрация разных стилей и направлений, от чистой этники до этноджаза. В состав Европейского вещательного союза входят 75 телерадиокомпаний из 56 стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, в том числе Би-би-си (Великобритания), «Радио Франс» (Франция), RAI (Италия), YLE (Финляндия), ARD и ZDF(repMannfl), ВГТРК и Первый канал. Фольклорные фестивали ЕВС каждый раз проходят п разных сIранах и юродах Европы, Они уже проводились в Германии, России, Хорватии, Норвегии, Словении, Польше, Финляндии, Ирландии, Чехии, Швеции и других странах. Все концерты записываются и транслируются по спутниковым каналам ЕВС. Фестиваль носит некоммерческий характер. Его основная цель -привлечение внимания к народной культуре стран Европы, повышение престижа и поддержка народного музыкального творчества.
Людмила Осипова