В НОГУ С РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Северные народы, независимо от страный проживаня и этнического происхождения, объединяет схожесть традициий. Они смогли найти механизм адаптации к эктремальным климатическим условиям, сохранили уклад жизни, основанный на бережном отношении кприроде, создали неповторимую культуру. В якутии среди представителей 126 национальностей испокон веку живут якуты, эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи. Поэтому неудивительно, что в республике при поддержке президента и правительства создан арктический государственный институт искусств и культуры. О потенциале вуза мы беседуем сего ректором Саргыланой Игнатьевой.

Сегодня из уст Президента РФ Дмитрия Медведева мы слышим, что «конкурентоспособность нашей страны . во многом зависит от бережного отношения к богатейшему потенциалу Севера, рационального освоения природных богатств, сохранения самобытной культуры проживающих здесь народов», — говорит Саргылана Семеновна. — На наш взгляд, содержание образования в учебных заведениях культуры и искусства в северных регионах России, от специализированных детских школ до вузов, как раз и должно основываться на симбиозе академической мировой культуры и сохранении традиций народов Арктики. Последнее в настоящее время представляет определенную сложность, что связано с региональным компонентом содержания образования. В этом плане Арктический государственный институт искусств и культуры может взять на себя функцию своего рода «локомотива».

— Откуда такая уверенность, ведь это огромная и трудная работа?

— Наш институт организован на основе объединения образовательного, творческого и научного потенциала якутских филиалов высших учебных заведений — Школы-студии МХАТ им. Чехова, Уральской государственной консерватории им. Мусоргского, Красноярского государственного художественного института и Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. В 2010 году ему исполнится десять лет — он ребенок среди 45 степенных, солидных вузов культуры и искусств РФ. Несмотря на это, коллектив преподавателей и студентов ставит перед собой амбициозные цели и задачи.

В вузе действуют свои научные и творческие школы. Нас вдохновляют успехи первых выпускников института. Например, оперный певец Александр Емельянов, еще в студенческие годы ставший лауреатом   международных конкурсов, исполняет ведущие партии в Казанском оперном театре. Дипломный спектакль «Дом Бернарда Альбе» по Г.Лорку Сюзанны Ооржак из Тывы был номинирован на премию «Золотая маска». Студенты успешно выступают на всероссийских выставках, участвуют в международных проектах. В конце октября текущего года студенты актерского отделения стали лауреатами фестиваля театральных школ «Сердце Азии», который проходил в Барнауле. Отдельный приз за лучшую роль Поли в спектакле «Мещане» достался Наталье Корякиной.

— Каких специалистов готовит вуз?

— Мы идем в ногу с развитием современной культуры России, воспитывая специалистов 8 области информационного и делового обеспечения процессов искусства и культуры, фольклора,   народного художественного творчества, теории и истории этнокультуры, классического искусства и  новых форм искусства — театра Олонхо, кино Арктики.

— Как складываются отношения АГИИК с творческими вузами страны и зарубежных циркумполярных стран?

— АГИИК имеет все основания для вхождения в мировое образовательное пространство. Учебную деятельность, научные и   творческие   работы   студентов  и  преподавателей  высоко оценивают учебные заведения зарубежных стран. Студенты, преподаватели и сотрудники принимают активное участие в международных конкурсах, фестивалях, конференциях, семинарах. Заключены договоры о сотрудничестве с Саамским университетским колледжем (Норвегия), Варшавским университетом и другими учебными заведениями. Ведутся переговоры о подписании соглашений с вузами Китая, Университетом штата Альберта (Канада). Многолетние плодотворные отношения связывают институт с центральными российскими вузами, от Московского академического художественного института им. Сурикова до Хабаровского института искусств и культуры.

Расширяются связи с регионами Севера Российской Федерации. По целевому заказу в институте обучаются студенты из Корякского и Эвенкийского автономных округов, Республики Тыва.

— На   недавней  международной   научно-практической конференции,    проходившей в стенах АГИИК, было сказано, что Якутия занимает особое место в образовательном и   культурном   пространстве северо-востока    России.    В чем здесь секрет?

— Причин   несколько. Во-первых, в республике развита инфраструктура учреждений культуры, искусства, образования и науки. Одним из немаловажных факторов развития нашего института является выстроенная система учреждений, среднего профессионального образования, представленная колледжами культуры и искусств и музыкальным, хореографическим и художественным училищами. С ними АГИИКом подписаны договоры о совместной деятельности. Во вторых, как преемник ведущих творческих вузов страны он сформировался как институт нового типа, в котором органично слились лучшие традиции консерватории, театрального вуза, академического художественного института и высшего учебного заведения, имеющего богатейший опыт подготовки специалистов народного художественного творчества, библиотечно-информационной и социально-культурной направленности. В-третьих, деятельность Арктического института пронизана идеей сохранения культуры народов Севера и ее передачи будущим поколениям. Миссия, стратегические цели и задачи в контексте сохранения непрерывной системы образования в сфере культуры и искусства сформулированы в Концепции развития института на 200.9 — 2013 годы, утвержденной ученым советом, и поддержаны участниками международной научно-практической конференции «Художественное образование в культурном пространстве Арктики», о которой вы упомянули.

Надежда ИВАНЦОВА