Под добрым крылом Севера. Как в Якутии снимали знаковый фильм

На севере очень крепка «времён связующая нить», якутяне из поколения в поколение рассказывают о былом, храня благодарную память о  русских медиках, самоотверженно выполнявших профессиональный долг, иногда ценой собственной жизни. В этом славном ряду — петербургская дворянка Капитолина Облезова, о которой рассказывается в новой ленте якутских кинематографистов «Белый ангел тундры». 

Ещё до выхода на широкий экран лента вызвала живую дискуссию среди зрителей, деятелей кино, этнографов. О том, как снимался этот глубоко гуманистический фильм, рассказывает директор кинокартины, член Союза писателей России Степан Сивцев-Хамалга. 

— Степан Ефремович, как возникла идея снять фильм «Белый ангел тундры», кто первым предложил сделать это? 

— В октябре 2016 года в Нерюнгри состоялась премьера спектакля писателя Василия Харысхала «Победить или умереть» («Autvinsere, autmori!»). В основу этой трагической и героической истории легли реальные события, происходившие в Оленёкском районе в 1938 году. И надо было случиться так, что на премьере присутствовали гости из Оленька. Они и рассказали главе района Александру Степановичу Иванову о спектакле. Александр Степанович, услышав восторженный рассказ Надежды Прокопьевны Николаевой, начальника управления культуры, сразу сказал: «Надо снять фильм!» 

—  Прообразом героини фильма стала юная петербургская дворянка. Что о ней известно, что рассказывают местные жители, известно ли место её последнего упокоения? 

— Капитолина Михайловна Облезова, в фильме она Лидия Облезова. В 1930-е годы Молох репрессий прокатился по судьбам тысяч людей. Не обошёл он и семью потомственных врачей Облезовых — отец, сын и внук по ложному обвинению были репрессированы. И мать, боясь, что дочь постигнет та же участь, отправляет Лидию на неведомый Север. Так она приезжает в только что образованный Оленёкский район в далёкую Якутию. 

Здесь она пробыла всего около года. Как раз в это время началась эпидемия брюшного тифа. Лекарств было мало и девушка изо всех сил, как могла, объезжая в бескрайней тундре кочевья оленеводов, боролась за жизнь эвенков. Она отдала последнюю таблетку больной девочке, хотя болела сама. Девочка спаслась, а Капитолина умерла. Спасённая девочка выросла — Анна Семёновна Егорова прожила 90 лет. С детьми Анны Семёновны мы встречались, разговаривали. К сожалению, Капитолина  умерла в тундре, где находится её могила, неизвестно.

—  Сколько времени прошло от замысла до претворения его в жизнь? Как вы, писатель, стали директором кинокартины? 

— Работа над «Белым ангелом тундры» продолжалась около четырёх лет. В процесс съемок я включился по просьбе моего друга Василия Харысхала. Он подошёл ко мне и сказал: «Ты знаешь, что я руковожу съемкой фильма «Победить или умереть» (рабочее название фильма «Белый ангел тундры»), и это очень мешает моей творческой и общественной работе. Согласишься ли ты стать директором фильма?» В это время он работал над романом о судьбах представителей якутской интеллигенции в эмиграции и боролся за экологию реки Амги. Так я стал директором, а если по современному сказать — исполнительным продюсером фильма. 

— Как была собрана съёмочная группа?  Расскажите, кто в неё вошёл. 

— Александр Степанович хотел, чтобы режиссером фильма стал Никита Аржаков. Но он в это время снимал фильм «Тыгын Дархан», поэтому порекомендовал ему молодого перспективного режиссёра Александра Лукина. Александр собрал вокруг себя ребят, с которыми он до этого работал. Оператор Джур Берёзкин известен своими работами в фильмах «Дух земли» («Буор кут»), «Бесплодные земли» («Сибиэннээх сир»), «Снайпер Саха», «Дивная пора».  Вторым оператором был Гаврил Старостин («Хранители тундры»). Художниками работали отец и сын Дмитрий Мухинстарший и Дмитрий Мухин-младший. Дмитрий Мухин-старший — профессиональный художник, иллюстратор. Гримёром была Яна Филиппова из «Сахафильма».  

— Каков бюджет кинофильма, кто помог с деньгами на съёмки, кто вообще поддержал творческую группу? 

— Кинофильм снят по заказу и при финансировании администрации Оленёкского национального эвенкийского района. Бюджет фильма составил девять миллионов рублей. Особенную благодарность хотим выразить районной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Оленёкского национального эвенкийского района» (руководитель Наталья Владимировна Бенчик) за всестороннюю поддержку.  Наталья Бенчик была консультантом-художником по костюмам. 

На полевых выездах постоянно чувствовалась поддержка местных жителей. Во второй поездке в Оленёк мы жили в маленьком доме Ульяны и Михаила Никифоровых. Однажды Михаил принёс  нам целую тушу оленя. Просто так, от души. В Джилинде, куда мы приехали зимой, местные бабушки несли нам оладушки, пирожки, мясо, рыбу. В Саскылахе администрация выделила нам вездеход для поездки в дальние стада. 

В Хабаровске специально для нас в дальнем депо, которое находится в ста километрах от города, раскочегарили паровоз, и мы сняли сцену отъезда Лидии. 

Когда в последнюю поездку в Анабар, а поехали мы туда в январе на «УАЗ»-микроавтобусе, по дороге из Юрюнг-Хая сломалась машина, незнакомые водители через своих знакомых нашли и привезли нам запчасти — и так было везде, куда бы мы не приезжали! 

— У фильма не было «отдельного» продюсера. Как вы со всем справлялись в таком случае? Кто проводил кастинг актёров, кто они? 

— В первую пору Василий Егорович всегда был рядом. А когда он не ездил с нами, я все время созванивался с ним, советовался. Так что проблемы мы решали сообща. У него был дар располагать к себе собеседника, находить общий язык, находить неординарный выход из сложного положения. Плюс к этому везде, где мы были, у него были друзья. 

Кастинги проходили в павильоне «Сахафильма», проводили втроем — Василий Егорович, Александр Лукин и я. Помогал нам Никита Иннокентьевич Аржаков. 

На главную роль фильма вначале была одобрена артистка Нерюнгринского театра кукол, но она по состоянию здоровья вынуждена была прекратить участие в съемках. Как раз к этому времени я включился в процесс съёмок фильма.  Кастинг на главную роль пришлось объявить заново. Актрису на роль Лидии мы выбирали очень долго. Было много кандидатов, которые вроде бы подходили, но мы почему-то не приходили к единому мнению. 

И вот, когда зашла Настя (Анастасия Короленко, ныне актриса Мирнинского театра), наше мнение было единогласное — это она! Настя тогда училась на третьем курсе АГИКИ, так что её не успел «испортить» театр. 

А вот на роль Христофора мы ранее выбрали профессионального артиста, что и «погубило» его — слишком театрально у него всё получалось. Поэтому мы отказались от его услуг и объявили кастинг в Оленьке. Было около десяти желающих, выбрали молодёжного лидера Оленька, спортсмена Владислава Семёнова, который органично вжился в роль. 

— Съёмки проходили на природе, в лесотундре, осенью и зимой. Как это всё организовывалось? 

— Первым решением на посту директора стало приобретение машины «УАЗ»-микроавтобус. Потому что в первые две экспедиции съёмочная группа летала в Оленёк самолётом и на месте арендовала машину. Подсчитали и решили, что дешевле будет иметь собственную машину и ездить в ней из Якутска в Оленёк. На этой машине мы в зимнюю пору объездили Оленёкский и Анабарский улусы, доезжали до Хабаровска. Также в последующие поездки вместо гостиницы арендовали квартиры. 

В Харыялахе, где проводился весенний кораль оленей, мы вместе с работниками муниципального унитарного предприятия жили в кочевой школе. Несмотря на март, было очень холодно. Спасала нас меховая одежда, сшитая местными мастерицами. До того мы привыкли к этой одежде, что по приезду в Якутск нам в цивильной одежде в первую пору было некомфортно. 

Дальние поездки, экспедиции — все это требовало от директора исключительной собранности, ответственности.  Поэтому постоянно ездил с ними в машине. Хотя мог бы и летать самолётом. 

Особое внимание в поездках приходилось уделять Насте — представьте, каково было ей, городской девушке, ехать по трое суток в душной, тесной машине в компании десяти мужчин? Так что я и Василий Егорович для неё стали дедушками. Мы так и звали ее — наша внучка Настенька. 

— Кто мастерил декорации, шил костюмы? 

— Декорации в основном готовили художники. Помогали местные умельцы. Ну, и я подключался. Например, для сцены «Свадьба» низкие столы в количестве 12 штук смастерил я сам. 

Зимние меховые костюмы под руководством Натальи Бенчик шили местные мастерицы. Мы им заплатили за работу, а костюмы после съемок остались на балансе местного народного театра. В массовках в сцене «Свадьба» активное участие принимали жители Оленька и Харыялаха, артистки из народных ансамблей «Дылкэн» и «Алакуо». 

Участницы ансамбля «Алакуо» каждое утро переплавлялись через реку Оленёк, на берегу их ждали машины. Поздно вечером они переплавлялись обратно. 90-летняя Анна Ивановна Тимофеева, несмотря на преклонный возраст, с радостью участвовала в съёмках фильма. Она говорила, что атмосфера съёмок дала почуствовать себя моложе на десятки лет. Одним словом, съёмки сцен стали народным праздником. Поэтому сцены получились очень красочными. 

— Расскажите, пожалуйста, о самых курьёзных и самых радостных моментах, если таковые случилась в процессе съёмок. 

— Мы поехали в Анабарский улус в надежде застать весеннее цветение тундры. Выехали в тундру — оказалось, опоздали буквально на день, цветы отцвели. Быстро сориентировавшись, я скомандовал: «Собираем оставшиеся цветы и приносим сюда». Пока группа разбрелась по тундре и собирала по цветочку, я нарвал ягеля и уложил на землю маленьким ковром. И мы с оператором натыкали в мох собранные командой цветы. Кадр «с морем цветов» вы можете увидеть в фильме. 

— Что вы чувствуете сейчас, когда фильм снят? 

— Гордость за то, что мы это смогли! Ну, и, конечно, желание участвовать ещё раз в съёмках кино, потому что это было круто! 

— Пусть так и случится. Спасибо всем причастным за добрый, светлый фильм, такие сейчас редкость. 

Ольга СЕРГЕЕВА.

P.S. Фильм «Белый ангел тундры» завоевал спецприз Министерства культуры Амурской области «За обращение к теме гуманизма и сохранение исторической памяти» на ХХ фестивале кино и театра «Амурская осень» (сентябрь, 2022 г.) и спецприз VI Арктического Международного кинофестиваля «Золотой ворон» в Анадыре (декабрь,  2022 г.). 

Фото из архива С.Е.Сивцева.