Ульяну Винокурову можно назвать социологом, этнопсихологом, общественным деятелем, политиком, народным депутатом, публицистом, идеологом, защитником природы, исследователем, философом, педагогом, культурологом – и все будет правильно. Она удивительным образом успевает делать фантастически много и на разных площадках. Мы задали несколько вопросов этому необыкновенному человеку.
Винокурова Ульяна Алексеевна – руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации, первый в Якутии доктор социологических наук, кандидат психологических наук, академик Арктической академии наук; лауреат Национального фонда «Барҕарыы» при Президенте РС(Я), Государственной премии РС(Я) в области науки и техники, государственной премии РС(Я) им. Софьи Сидоровой; обладатель медалей им. Г.Е. Волкова и В. Вернадского; заслуженный деятель науки РС(Я); отличник образования РС(Я), отличник охраны природы РС(Я). Автор более 400 опубликованных трудов.
– Ульяна Алексеевна, Вы закончили Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова. Бесспорно, обучение в крупнейшем ведущем учебном заведении страны повлияло на становление Вашей личности.
– Годы учебы остались в моей памяти как трудное испытание. В первый же день пребывания в Северной Пальмире меня дважды оштрафовали: площадь перешла напрямик, затем в автобусе искромсала билет. Я приехала с Колымы, где по сей день нет ни светофоров, ни автобусов. На вступительном экзамене по математике забыла, как по-русски называется «окружность», и долго мялась, прежде чем набралась смелости спросить у экзаменатора. Так началось мое знакомство с городским образом жизни. В Ленинграде я впервые приобщилась к культурному и историческому разнообразию народов. Вместе с подругами занимались два года в Эрмитаже на курсах искусствоведов, постоянно ходили по абонементам в филармонию.
В памяти остались деликатные персональные поучения Б.В. Зейгарник, как строить ответы на вопросы, образец одержимости профессией Н.А. Тих, трепет Л.М. Веккера перед тайной психики, тщательные проверки конспектов студентов и бесценные советы основателя факультета психологии Б.Г. Ананьева, как их писать. Все преподаватели учили, чтобы передать студентам что-то для них заветное, умели создать атмосферу открытого заинтересованного диалога с молодежью. Это исторически сложившийся непревзойденный стиль отношения профессора к науке и студентам Ленинградского университета. И я стремлюсь следовать ему в жизни. Руководитель дипломной работы А.А. Русалинова способствовала закреплению таких качеств, как взыскательность к самой себе, стремление к научной правде и ощущение ответственности социального психолога за состояние общества. Так что вместе с дипломом психолога я получила уроки солидарности, взаимопомощи и упорства добродеятельного интеллигента.
– Вы исследуете этносоциальные процессы в Арктике, работаете руководителем научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации. Как Вы пришли к тому, чем занимаетесь?
– Я начинала работу лаборантом комплексных социологических исследований Института языка, литературы, истории Якутского филиала СО РАН. В качестве социолога объездила всю республику, воочию увидела, в каких крайне сложных условиях живут коренные народы, сельчане, якутская глубинка, и не только климатических, но и материальных, моральных. По итогам поездок составлялись отчетные записки. Я открыто писала о том, что видела, что при этом чувствовала. Во мне назрела острая необходимость помочь, менять, что-то делать, чтобы коренные народы могли управлять своей судьбой и не теряли свое человеческое и национальное достоинство.
– В годы перестройки Вы стали лидером общественного сознания, соорганизатором союза «Саха омук». Выстраданная Вами книга «Сказ о народе саха», без преувеличения, стала настольной книгой многих, будоражила умы, поразила смелостью, правдой, болью за родной народ. Вас называют идеологом национального возрождения народов Якутии. Почему вас вдохновляет это дело?
– Я социолог, и моя задача быть зеркалом общества, показать людям правду. Я не принимаю науку ради науки. Наука должна не только показать и объяснить обществу его состояние, но направлять его, конструировать лучшее будущее.
– Что Вы считаете своими достижениями в науке? Какими из них Вы особенно гордитесь?
– Безусловно, разработка теории арктической циркумполярной цивилизации, признанной как научное открытие. Потенциал этой теории еще впереди, она нам еще пригодится в поиске ответов на большие вызовы, как природные, так и социально-политические.
– Сегодня в республике множество споров и разногласий вызывает закон о дальневосточном гектаре, прошли пикеты с целью исключить Якутию из числа регионов, на которые будет распространяться действие закона. Напрашивается мнение: прежде чем приглашать людей из теплых краев, нужно сначала создать сносные условия жизни для тех, кто уже проживает здесь. Вы были в числе разработчиков поправок в этот закон. Чего не хватает в федеральном законе? Реально ли приехать в якутскую тайгу и начать заниматься земледелием?
– Всероссийский опрос населения России по поводу дальневосточного гектара показал, что опрошенные имеют весьма привлекательный образ о качестве и уровне жизни на Дальнем Востоке. Им не ведомо, что одна четвертая часть населения Якутии отапливают свой дом дровяными печами более 9 зимних месяцев в году и при температуре воздуха до минус 60 градусов. В портрете потенциального переселенца преобладают склонность к риску, слабее морально-этические установки. Закон не учитывает особенности нашего региона, не соблюдает прав коренных народов на исконные земли. Благодаря работе инициативной группы республики закон о дальневосточном гектаре был направлен на правовую экспертизу, в текст документа внесены существенные изменения и поправки. На мой взгляд, главный непоправимый вред от закона состоит в том, что нарушится баланс вечной мерзлоты и все «поплывет». Сейчас на арктической Якутии природа показывает, «кто здесь главный», и к такой же катастрофе приведет дальневосточный гектар. И переселение будет не сюда, а отсюда. Надо остановить действие этого закона, пока не поздно!
– Какого закона не хватает Якутии?
– Закона о многолетней мерзлоте. В Год экологии РФ этот закон был бы самым соответствующим и дальновидным.
– За что Вас критиковали?
– Мои идеи как арктического ученого сначала всегда попадают под критику тех, кто не хочет решать проблемы жителей Арктики и избегает социальной ответственности, а хочет нажить только богатства. Арктику превращают в некую кормушку. На днях принимала участие в Конгрессе арктических социальных наук в Норвегии, где собрались более 700 ученых, большинство которых полевики, много лет посвятившие научной помощи народам Арктики. До этого, в 2016–2017 годах, была на Московском и Архангельском форумах, где большинство составляли сытые и самодовольные бизнесмены и руководители, стремящиеся присосаться к ресурсам Арктики.
– Вы уже многого добились в Вашей профессии, изменила ли Вас популярность? Как Вы сами лично изменились за эти годы?
– У меня профессия такая – идти в ногу с жизнью, которую люблю, изучаю и творю. Такое занятие бесконечно увлекательно и привлекательно. Человек есть творение жизни, потому мы все меняемся, стремясь следовать ее ритму, темпу и вызовам. Мы часто встречаемся с одноклассниками и не замечаем отчуждения. Значит, ядро личности остается неизменным.
– Что Вам хотелось бы еще сделать?
– Много-много. Вызовов много. Есть поговорка: если бы молодость знала, да старость могла. Я дожила до такого возраста, когда и ЗНАЮ, и МОГУ. К моему мнению прислушиваются, и сама могу вмешиваться в дела, которые считаю важными. Этой весной мы с Советом старейшин и Общественной палатой РС(Я) вскрыли проблемы северного завоза, автозимников, снабжения жителей Арктики. Сейчас правительством, Ил Туменом принимаются ответственные решения. В эти дни я подключаюсь к разработке проекта «Рисуют все», так как на севере может достойно жить только креативный, свободный человек. Этот шанс инициирован Первым президентом РС(Я) М.Е. Николаевым для того, чтобы Творчество и Красота стали источником устойчивого развития. На Полюсе Холода начинаем проект «Эстетика теплой одежды», рожденный в Арктическом институте культуры и искусств совместно с Оймяконским и Таттинским улусами, республиканским ресурсным центром «Юные якутяне». Его главная идея – чтоб зимой якутяне одевались тепло, красиво, этнически колоритно и оригинально.
– Ваше главное достоинство и ваш главный недостаток?
– Когда в Ленинграде, во время студенчества я заболела, и в деканате предложили взять академический отпуск, я всерьез встревожилась: «Как Якутия проживет без меня?» и отказалась оформить отпуск и вовремя завершила учебу с помощью однокурсников. Так и живу. Главный недостаток – я занимаюсь только тем, что мне по душе, увлекает и ведет.
– Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
– Мне нравится определение, данное известным общественным деятелем М. Алексеевым-Дапсы в перестроечное время: «Ульяна Винокурова – единственный мужчина в республике».
– Вы счастливая мать и бабушка. Какого принципа Вы придерживаетесь при воспитании своих детей?
– Жить добром и трудом – главный принцип якутской народной педагогики. Так нас воспитывали и хочется, чтобы это духовная опора сохранялась.
– О чем бы Вы хотели рассказать?
– О месте рождения и местах почитания. Я родилась в селе Хатыҥнаах, это самая северная, заполярная точка произрастания березы в Якутии, своеобразное геокультурное пограничье. На Колыме за 400 лет сформирована реальная культура якутско-русского взаимоуважения, к такой культуре надо стремиться по всей Якутии. Я с благоговением отношусь к местам почитания памятных событий, жизни выдающихся людей, природных и культурных памятников. В этом году мы со студентами Чурапчинского института физической культуры и спорта, Центром дополнительного образования детей Таттинского улуса и жителей села Мырыла Чурапчинского улуса занимаемся охраной священной горы Тэйэр Хайа, у подножья которой создавал свои шедевры Платон Ойунский.
Источник: Октябрина Капитонова