(Окончание. Начало http://sakhalife.ru/sardana-savvina-kino-sposobstvuet-splocheniyu-natsii/)
Предлагаем вашему вниманию заключительную часть интервью с куратором кинопрограмм III Якутского международного кинофестиваля Сарданой САВВИНОЙ.
Лица необщее выраженье…
— Сардана, в этом году в рамках фестиваля впервые были проведены два самостоятельных и независимых друг от друга конкурса – арктического и тюрко-монгольского кино. Как возникла эта необычная идея?
— Сразу хочу подчеркнуть, что наш фестиваль возник не на пустом месте. Идея проведения киносмотра в республике витала давно, еще с тех времен, когда во главе министерства культуры стоял Андрей БОРИСОВ. Первой и вполне себе успешной масштабной попыткой был фестиваль, проведенный в начале нулевых…
— Точно! Кажется, «Солнечный конь»…
— Фестиваль Арктического и Евразийского кино «Солнечный конь». По разным причинам он не получил продолжения, а потом, в 2011 году, состоялся Республиканский фестиваль «Кино Арктики». Кстати, оригинальный приз Якутского международного кинофестиваля в виде снежных очков, который очень нравится нашим гостям, впервые был предоставлен и вручен именно там. То есть, у министерства культуры уже был опыт организации и проведения кинофорумов и в этом смысле нынешний фестиваль – это, можно сказать, логическое продолжение предыдущих мероприятий на эту тему. И с самого начала команда Андрея Саввича, чуть позже и я, всегда думали о том, чтобы у нашего фестиваля было «лица необщее выраженье». Отсюда и Арктика, и тюрко-монгольское кино…
— Не знаю, задумывались ли вы, организаторы, но так оказалось, что Якутия на нынешнем фестивале вольно или невольно была представлена сразу в двух ипостасях – географическом и историческом…
— Сначала, действительно, фестиваль был только арктической, то есть географической, направленности. И мне, как отборщику картин, было нелегко. Прежде всего, из-за размытости понятия, что такое арктическое кино. Это кино только на тему Арктики и проживающих там малочисленных народов? Кстати, я так и предлагала в начале. Или это всё кино 8 государств, входящих в Арктический совет? Это ведь Соединенные Штаты с их богатейшими возможностями, Канада, а скандинавское кино – это вообще отдельная тема…
Я согласна с председателем жюри Тюрко-монгольского кино III Якутского международного кинофестиваля, кинорежиссёром и сценаристом Ходжакули НАРЛИЕВЫМ, который во время круглого стола сказал, что кино тюрко- и монголоязычных народов довольно новое явление и в этом отношении их на нынешнем этапе развития логично разделять с кино Арктики.
Сейчас я абсолютно уверена в том, что мы с конкурсной программой тюрко-монгольского кино ступили на правильную тропу. Я уже говорила о том, что мы со своим фестивалем и в целом развитием якутского кинематографа вызываем зависть у многих российских регионов. Многие хотели попасть к нам на фестиваль, но не у всех получилось. Получилось, например, у калмыков, которые привезли к нам фильм Эллы МАНЖЕЕВОЙ «Чайки», успевший получить в этом году приз «Кинотавра» «За лучший дебют». Я специально отмечаю эту картину, поскольку это первый фильм за последние 30 лет, снятый в Калмыкии, калмыцким режиссером на калмыцком языке.
Этот конкурс у нас действительно получился очень крутым, и жюри было в полном восторге от всей его программы. Я горжусь тем, что она состоялась и чрезвычайно благодарна киноведам Сергею АНАШКИНУ, Гульнаре АБИКЕЕВОЙ и режиссеру Ходжакули Нарлиеву, которые сразу поддержали нашу идею проведения конкурса тюрко-монгольского кино. Можно считать, что у нас уже получилось иметь лица необщее выраженье…
«Я отсмотрела более 50 картин»
— Твоя должность обозначена, как куратор кинопрограмм и это, насколько я понимаю, означает, что именно ты занималась отбором всех картин, которые участвовали в фестивале. Это же колоссальная работа и, причем, очень ответственная. Сколько картин ты отсмотрела?
— Это действительно очень ответственная работа. На всех крупных фестивалях существуют так называемые программные директора, которые вместе со своей командой целенаправленно занимаются отбором картин. Я же в течение года отсмотрела более 50 картин, побывала на нескольких кинофестивалях, в том числе и за пределами страны…
— Перечисли, пожалуйста, киносмотры, где ты побывала…
— Я уже упоминала, что в декабре прошлого года была приглашена в Бишкек в качестве члена жюри Международного кинофестиваля стран СНГ, Балтии и Грузии «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов». Там я познакомилась с очень интересными режиссерами и продюсерами, прежде всего, из стран Средней Азии. Например, в этом году к нам на фестиваль из Кыргызстана приезжал известный режиссер и сценарист Марат САРУЛУ. Он интересовался нашей историей, ему очень понравился наш краеведческий музей, и в будущем он изъявил желание сделать что-то связанное с Якутией.
Кстати, мне было очень интересно наблюдать, как наши гости искали и находили у нас тюркскую архаику. Повсюду! Они находили у нас именно то, что объединяло нас в прежние времена, в частности, то, что было до их перехода в ислам.
Кроме того, я за год дважды по приглашению побывала в Турции на фестивале тюркоязычных фильмов. В мае этого года в Чите я приняла участие в работе круглого стола, посвященного развитию регионального и этнического кино. Круглый стол был организован в рамках V Забайкальского международного кинофестиваля…
— И все эти твои поездки и отсмотренные тобою картины вылились в то, что увидели зрители на нашем кинофестивале…
— Наверное, можно так сказать. Я старалась. Ведь хороший отборщик выбирает те картины, которые объединены тематически и позволяют выстроить и передать единую концепцию фестиваля…
— Я считаю, что тебе это удалось…
— Спасибо!
Присутствие премии НЕТПАК – это несомненный успех якутского кинофестиваля
— В этом году программа фестиваля была чрезвычайно насыщенной…
— Да. Все отметили, что уровень кинофестиваля заметно повысился. Ведь фестиваль это не только собственно кинопоказы, но и различные мастер-классы, параллельные показы внеконкурсных картин, анимационных лент и т.д. Например, во внеконкурсной программе мы показали фильмы, ставшие победителями международного кинофестиваля стран СНГ, Балтии и Грузии «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов». Кроме того, благодаря всё тому же Сергею Анашкину мы смогли предложить нашим зрителям совсем необычный проект – кино Бангладеша. Когда еще якутяне смогли бы посмотреть эти работы?!
— Мне кажется, что Сергей вообще очень многое делает для популяризации якутского кинематографа…
— Ты абсолютно прав. Я хочу искренне поблагодарить его за это, не говоря уже о том, что именно благодаря ему я была приглашена в Читу. Такие поездки очень многое дают в плане налаживания деловых и личных контактов, а это всё, в конечном итоге, работает на наш кинофестиваль.
И, конечно, обязательно надо отметить, что на нынешнем кинофестивале впервые была вручена награда международной организации НЕТПАК, которая досталась картине Сергея ПОТАПОВА «Дъөһөгөй айыы» («Божество Дьёсёгёй»). А Сергей Анашкин был куратором жюри НЕТПАК…
— Скажи два слова о том, что такое НЕТПАК…
— Это авторитетная международная сеть по продвижению азиатского кино (NETPAC). На каждом крупном кинофестивале ее организаторы дают участникам по одному призу. Затем, раз в год, они собирают всех своих призеров, которых отметили на разных фестивалях в течение года, и между ними устраивают конкурс. Приз лучшему азиатскому кино вручается уже последние 30 лет. В свое время обладателями премии НЕТПАК становились такие всемирно известные режиссеры, как Ким Ки ДУК, Цзя ЧЖАНКЕ и другие…
— Хорошая компания для нашего Сергея Потапова! Будем считать, что и он пойдет по такому же пути…
— А почему бы и нет?! И я счастлива от того, что мне удалось приобщить наш фестиваль к НЕТПАК. Это несомненный шаг вперед.
Якутское кино созрело для следующего шага
— Сардана, вот ты побывала на нескольких фестивалях, отсмотрела огромное количество киноматериала и как тебе по сравнению со всеми уровень нашего кинематографа?
— Якутскому кино не хватает денег. Да, да. Нашим режиссерам элементарно не хватает денег, чтобы сделать нормальный качественный фильм, довести его до нужных кондиций в техническом плане. Кстати, это отметили и гости фестиваля на круглом столе. Понимаешь, мы уже созрели до следующего шага, но есть опасность, что якутское кино его просто не сделает. По крайней мере, в ближайшее время. Не зря Андрей Борисов на том же круглом столе говорил о том, что кинобум может прийти и уйти, и потому так важно заложить стратегические основы развития кинематографа. Конечно, он говорил о ситуации в целом по стране, но, прежде всего, опирался на наш опыт.
И еще бы я хотела отметить два момента. Во-первых, нам, как и в большинстве стран, нужна официальная структура, которая бы на государственном уровне занималась продвижением фильмов собственного производства. Во-вторых, нам обязательно нужен свой отдельный республиканский киносмотр, пусть и не такой пафосный, но который мог бы стать отборочным для нашего же международного кинофестиваля.
— Спасибо тебе за обстоятельную беседу, ну а мы с нетерпением будем ждать уже следующего кинофестиваля. И последний вопрос – когда стартует новый сезон Киноклуба?
— Скоро. Мы обязательно дополнительно сообщим об этом.