Ректор АГИКИ: Вуз – это и научная лаборатория, и креативное агентство, и….

Ректор Арктического государственного института культуры и искусств Саргылана Игнатьева выступила на традиционном августовском пленарном совещании работников образования и науки Республики Саха (Якутия). Впервые совещание прошло в онлайн-формате. 

В ходе заседания ректор отметила, что пандемия 2020 года внесла изменения в тенденции экономики, общественной жизни, и, в особенности, образовательного процесса. 

Цифровая трансформация системы образования, в соответствии с современными тенденциями, произошла в институте еще в апреле. При этом вузу еще предстоит решить, какие дисциплины перевести в онлайн-режим, а какие оставить в традиционном формате.

«Вуз становится не только местом обучения студентов, но и местом обучения взрослых и детей, научной лабораторией или креативным агентством, точкой коммуникации и общения, где человек получает еще и дополнительные знания. И, наконец, вуз становится драйвером социально-экономического развития региона страны», – сказала ректор.

Вторым, немаловажным моментом, как отметила Саргылана Семеновна, является изменение роли современного человека в мире. Главным качеством в нынешних реалиях становится высокий уровень адаптационных и креативных способностей. В качестве примера ректор назвала лекции учителя Патрика Лама из Гонконга, в практике которого дети ходят в походы и сами решают возникающие вопросы, выходя из привычной зоны комфорта.

В ходе выступления были отмечены заслуги первого Президента Михаила Ефимовича Николаева, который, предвосхищая наступление эпохи креативной экономики, еще в 2012 году инициировал общереспубликанские проекты «Музыка для всех» и «Рисуем все». Данные проекты, как педагогические технологии, направлены на развитие в детях музыкальных и художественных способностей, которые расширяют горизонты интуитивного познания и раскрепощают в человеке творческое начало.

Как отметила Саргылана Игнатьева, потребность людей в живом, личностном общении будет сохраняться и даже усиливаться, поэтому роль искусства как средства коммуникации, и самого института, возрастает еще больше. 

На заключительном этапе выступления была затронута работа АГИКИ с другими образовательными учреждениями. Институт, помимо обучающей деятельности, ведет совместные проекты со школами и дошкольными учреждениями по трем направлениям: профориентационная работа, поиск талантливых и одаренных детей, научное исследование педагогических технологий. АГИКИ сотрудничает с такими образовательными организациями как детский сад №18 «Прометейчик» по программе «Одаренные дети», с СОШ № 27 г. Якутска. В этих учреждениях действует Академия детского творчества «FABRA ARS» по трем творческим направлениям – изобразительное, театральное, хореографическое искусства. Педагогами творческих студий являются преподаватели Арктического государственного института культуры и искусств. 

В системе высшего образования АГИКИ плодотворно работает с Чурапчинским институтом культуры и спорта и АГАТУ по проекту «Образование + Культура», идея которого основана на философской мысли А.Е. Кулаковского «Үс кут – үс сэргэ»: «Человек духовный – Человек, стремящийся к здоровому долголетию – Человек как хозяин своей земли». На постоянной основе действуют стажировочные площадки в Нюрбинском, Чурапчинском, Оймяконском, Верхоянском улусах. Всероссийский фестиваль молодых исполнителей эпоса и республиканская олимпиада по традиционной культуре, проводимые институтом, способствуют привлечению в институт наиболее талантливых ребят в сфере народной художественной культуры.

В завершение выступления Саргылана Игнатьева обозначила действующие проблемы школьного образования, очевидные при поступлении в вузы: снижение уровня республики в олимпиадных движениях, отставание по результатам ЕГЭ, уменьшение количества выпускников общеобразовательных школ, поступающих в организации высшего образования. Также были представлены предложения вузов республики по улучшению образовательного процесса: 

 – внедрение в школы системы индивидуальных профессиональных маршрутов школьников и их профориентационной навигации; 

– создание консорциумов развивающего типа, объединяющие школу, вуз, творчество, науку, бизнес для формирования soft skills и креативного мышления у школьников; 

– модернизация кадровой политики и разработка перспективного плана обеспечения школ педагогическими кадрами при участии высших учебных заведений республики.

Фото: Пресс-служба ФГБОУ ВО «АГИКИ»

Источник: Пресс-служба ФГБОУ ВО «АГИКИ»