АГИКИ приглашает на концерт «Поющие струны балалайки», посвященный 130-летию профессиональной концертной балалайки
Выдающийся русский композитор П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».
В марте 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения профессиональной концертной балалайки. Этой дате был посвящен целый ряд мероприятий в России и за рубежом.
15 апреля в 15.00 ч. в концертном зале Детской школы искусств №1 г. Якутска (по адресу ул. Ярославского 27) состоится сольный концерт замечательного балалаечника, лауреата международного конкурса, преподавателя кафедры музыкального искусства Арктического государственного института культуры и искусств Егора Громова. В программе концерта под поэтичным названием «Поющие струны балалайки» будут представлены интереснейшие произведения из балалаечного репертуара. Среди них вариации на тему «Вот мчится тройка почтовая» Н. Будашкина, старинная русская народная песня «Винят меня в народе» в обработке А. Шалова, русская плясовая «Камаринская» А. Ленца. Кроме того предлагаем вам также послушать шедевры классической музыки в переложении для балалайки «Венецианский карнавал» Н. Паганини, Концертную фантазию П. Сарасате на темы Ж. Бизе из оперы «Кармен» и «В подражание Альбенису» Р. Щедрина.
На концерте Егор Громов представит вашему вниманию новое произведение собственного сочинения «Последний полет» и «Импровизацию на тему Паганини» уже полюбившегося якутской публике профессионального исполнителя на балалайке Дмитрия Швецова. Весь концерт пройдет под сопровождение Оркестра Арктического государственного института культуры и искусств под управлением Николая Пикутского, в исполнении которого прозвучат музыкальная картинка «Русская зима» В. Городовской, «Якутская увертюра» Г. Комракова и др. произведения.
Концерт пройдет в рамках XVII Республиканского пасхального фестиваля искусств «Золотые купола».
Справка: История балалайки насчитывает три столетия. Впервые в российских письменных источниках сведения об этом инструменте появились во второй половине XVII века и уже в следующем столетии балалайка являлась «распространеннейшим инструментом во всей русской стране» и считалась инструментом простых людей Загадочно и до сих спорно и происхождение самого инструмента. В разное время балалайке приписывалось калмыцкое, славянское, татарское происхождение. Название русского народного трехструнного инструмента балалайка происходит от «балабон(ить)», «балаболка» («болтун»), «балакать», «талалакать» («болтать языком»). Считается, что балалайка в русском музыкальном обиходе заменила домры, на которых, как правило, играют плектром, тогда как основным приемом игры на балалайке является бряцание по струнам кистью руки. Поражает также многообразие форм народных балалаек, бытовавших в XVIII-XIX веках: одни имели маленький кузов и очень длинную узкую шейку, другие – большой резонатор и широкий, но короткий гриф, одни инструменты имели три и даже четыре струны, другие — только две. Балалайки делали из ели, сосны, березы, бука или высушенной тыквы. В конце XIX века благодаря целеустремленности и настойчивости создателя Великорусского оркестра В.В. Андреева балалайка была значительно переработана и с тех пор инструмент стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента.
Источник: Варвара Дьяконова