Студент АГИКИ открыл новую технику игры на хомусе

Молодой хомусист, чье имя в мире варганной музыки на слуху вот уже года четыре, сделал на днях удивительное открытие, создав совершенно новую технику игры.

Нововведение Алдана Рожина, победителя многих международных конкурсов и фестивалей, в том, что он использует сразу два инструмента. Это еще никому не удавалось, а возможно и не приходило в голову. Есть варганисты, играющие на двух хомусах, сложенных вместе – один над другим. Эта техника похожа на игру на двухсмычковых варганах,  когда исполнитель наигрывает двумя инструментами один мотив.

Алдан же располагает хомусы друг напротив друга, язычки инструментов на миллиметровом расстоянии один глубже во рту, другой ближе к зубам. И тут дело не в технической стороне вопроса, вернее не только в этом. А скорее в возможности, которую представляет это открытие.

Хомусист извлекает звуки из одного хомуса при помощи языка и дыхания, а из второго – ударами пальца о язычок хомуса. Таким образом хомусист может создавать два разных мотива одновременно.

«Это удивительное открытие, – говорит Николай Шишигин, директор Музея и Центра хомуса народов мира, – никто раньше такого не делал, мы все очень удивлены. Техника эта сложна, требует определенных навыков. И я думаю, что развивая ее дальше, Алдан сможет создать совершенно новые, ни на что непохожие произведения. Алдан, безусловно, талантливый от природы человек, недаром его прозвали в мире этноисполнителей Пегасом.

И нужно сказать «спасибо» руководству Арктического института за постоянную поддержку молодого таланта. Его развитие во многом происходит благодаря этой поддержке».

По признанию Алдана, раньше он и представить не мог, что такая техника возможна, хотя сама идея с подачи брата возникала не раз. Помог 10-летний опыт и особое событие. На днях молодой человек вернулся из Индии, где проходил V Международный фестиваль варганной музыки. Гоа, где собрались артисты из более 10 стран мира, стал местом силы для хомусиста и он прямо на фестивальной площадке решил исполнить давнюю задумку. Сейчас предстоит отточить новую технику, обсудить ее с аксакалами традиционной культуры, найти подходящее название и к лету уже с новым репертуаром выступить на международном фестивале в Москве.

Как говорится, лучше один раз увидеть, точнее услышать.

Источник: Татьяна ПАВЛОВА.