«Мы такого еще не видели!»: Первые отзывы о фильме «Муммуттар»

SakhaLife.ru

Продолжается триумфальное, без всякой натяжки, шествие картины «Муммуттар»/«Заблудившиеся» режиссера Алексея АМБРОСЬЕВА–младшего по экранам столицы республики. ИА «Сахалайф» ознакомился с отзывами  кинозрителей и предлагает вниманию своих читателей отрывки наиболее интересных из них.    

 «В якутском кино подобный жанр представлен впервые» 

Сардана САВВИНАначальник международного отдела АГИКИ, преподаватель английского языка, переводчик, промоутер якутского кино, организатор и ведущий Якутского киноклуба, куратор кинопрограмм ЯМКФ:

– Фильмов о выживании – «survivals» – много. Из запомнившихся в голове сидят только «Изгой» с Томом ХЭНКСОМ и «24 часа» с Джеймсом ФРАНКО. И вот теперь, в голове, будет сидеть дебютная работа режиссёра Алексея Амбросьева – младшего и творческой студии «Тэтим» под названием ««Муммуттар»/«Заблудившиеся». Замечу, что в якутском кино такой жанр представлен впервые.

Фильм основан на реальных событиях. Это очень качественное зрительское кино! Для меня лично фильм – полная неожиданность, держит в напряжении от начала и до конца. Было столько сюрпризов, а какие актёры задействованы! Одно имя Федота ЛЬВОВА чего стоит…

Спойлерить не буду, скажу лишь одно – в якутском кино появился новый режиссер – Алексей Амбросьев – младший! И я уже сейчас хочу пойти на его новые фильмы, которых, надеюсь, будет еще немало! Всем рекомендую посмотреть фильм! Есть даже версия с полным русским многоголосым дубляжем.

«Фильм без перегибов, с чувством меры и большого кинематографического вкуса»

Алексей ПУДОВ, доцент ЯГСХА:

– Сценарная проработка материала и режиссерское повествование картины оказались на высоте современной кинематографической планки. По крайней мере, даже вкусившему многие течения современного кинематографа, в голову не приходит чувство «споткнуться на линии киноповествования». Она получилась органичной. Каждый последующий сюжет и кадр выстраивает целостный образ чувств и мыслей, накатывающих как во время просмотра, так и после. Техническая сторона: цвет и звук «картинки» не давала о себе напомнить, за исключением редких панорамных видов. Это достижение.

Точнейшее попадание в представленных героев становится просто парадоксальным. Большинство актеров воспринимается без чувства того, что они играют для нас. Съемочной группе и собственно главным героям удалось создать, без сомнения, «универсальные образы», понятные не столько якутскому зрителю, но – любому зрителю. Поэтому фильм «Муммуттар», без сомнения, якутским назвать уже нельзя  это универсальный продукт.

Якутский кинематограф смог поднять планку. Эти важные культурные события датируются осенне-зимним сезоном 2015 года и не ограничиваются лишь данным фильмом. Наш зритель должен об этом знать.

«Этот фильм – свидетельство того, что количество перешло в качество»

Иннокентий ГОТОВЦЕВПредседатель комитета кинематографии при Правительстве РС(Я) с 1997-2002 гг., член Союза кинематографистов РФ:

– Я с особым волнением шел на премьеру, поскольку прекрасно знаю родителей молодого режиссера Алексея Амбросьева: маму – Анастасию Николаевну, талантливую якутскую радиожурналистку, прожившую короткую, но яркую жизнь и отца Алексея Алексеевича Амбросьева – Сиэн Мунду, с которым в последнее время сотрудничаю очень тесно. Знаю свою талантливую землячку Яну Байгожаеву достаточно давно, да и с другими  знаком, так что все это не могло не сказаться на моих ожиданиях.

Хотел бы, прежде всего, сказать два слова о профессиональной составляющей картины. Фильм удался во всех смыслах. Помимо прекрасного актерского ансамбля он очень профессионально выстроен. Разные сюжеты фильма пластично меняются, и зритель полностью погружен в сюжет. И в этой связи отмечу очень крепко сбитый сценарий, написанный самим молодым режиссером, что, безусловно, не может не радовать.

Фильм говорит вроде бы о простых вещах – учит молодых людей не бояться жизненных трудностей, призывает быть отзывчивым, внимательным друг к другу, любить и ценить жизнь. Но за этой простотой и ненавязчивостью – высочайший профессионализм авторов, который искренне нас радует и свидетельствует о том, что количество кинопродукции у нас перешло в качество.

«Фильм оправдал все надежды: мы такого еще не видели»

Аита ШАПОШНИКОВАчлен Союза писателей России, переводчик, критик:

Художественный фильм, от которого так много ждали якутяне, оправдал все надежды. Полнометражная картина режиссера Алексея Амбросьева-младшего дала не один повод сказать: мы такого еще не видели.

Впервые в нашем кино затронута тема выживания в тайге. Почти у каждого взрослого, скорее всего, есть свой опыт блуждания в лесу, острых ощущений страха, растерянности и огромной радости при выходе на жилье или базу. Вот почему яркая работа молодого режиссера и сценариста Алексея Амбросьева вызвала столь живой отклик.

Фильм завораживает с первых секунд. Два крохотных мураша упорно ползут по краю штакетника. Куда? Зачем? Это неважно. Главное, они живы и у них есть цель. Сцена дает понять — Вселенная велика, и человек всего лишь песчинка на ее фоне.

ТОКА и УЙГУН стоят на разных ступенях социальной лестницы. Но суровая природа уравнивает их. Ведь для нее не существует богатых и бедных. Есть два человека, которые в силу воспитания и нажитого опыта, заблудившись, ведут себя по-разному. Динамичная остросюжетная картина дает понять — для человека нет ничего невозможного. Надо бороться за жизнь, помогать ближнему и не терять своего достоинства.

Кроме основной сюжетной линии в картине есть и другие темы: первой любви, отцов и детей, социального неравенства, жестокости и доброты. В них прекрасно проявили себя артисты, получившие роли второго плана: Зоя БАГЫНАНОВА, Елизавета ПОТАПОВА, Анатолий КИРИЛЛИН, Галина ТИХОНОВА, Федот ЛЬВОВ, Петр САДОВНИКОВ, Евгений ПИВОВАРОВ и другие. Дорогого стоят сцены, где бабушка Токи молча ждет внука под осенним дождем, страшной находки останков человека, погони на моторных лодках.

Однако отмечу: все-таки главная героиня фильма — дикая природа Якутии. Мы видим скалы и осыпающиеся гольцы, ночную тайгу, ручьи и реки, песчаные тукуланы под палящим солнцем, где операторское мастерство Михаила КАРДАШЕВСКОГО заявило себя во всей красе. Живой мир непостижимо прекрасен и могуч. И в трудный час он может дать тебе все — кров, пищу, защиту, лекарство, даже перековать характер. Главное, надо любить и уважать среду, где обитаешь.

Хочу отметить работу художников кино. Выбранные Сергеем СЛЕПЦОВЫМ и Саргыланой СКРЯБИНОЙ локации, цветовые решения, костюмы, декорации попали в «яблочко». А компьютерный аниматор Петр ГУЛЯЕВ сделал невозможное — бегущий на ребят страшный медведь выглядел как настоящий. Это ли не чудо иллюзии! Отличился и звукорежиссер Иннокентий СИВЦЕВ. Звуковой и музыкальный фон идеально ложится под визуальную картинку. Выше всяких похвал организация съемочного процесса, легшая на плечи сопродюсера Анатолия ЯКОВЛЕВА, который в условиях нехватки денег и времени проявил чудеса изобретательности.

Идея сделать для фильма профессиональный многоголосый дубляж была превосходной. Перевести текст так, чтобы попасть в такт артикуляции актеров, говорящих по-якутски, трудная задача. Но оно того стоило. В итоге фильм может выйти во всероссийский прокат.

Не могу не отметить грамотную рекламную кампанию, проведенную продюсером и директором творческого объединения «Тэтим» Яной БАЙГОЖАЕВОЙ. Вовремя показанные тизеры и трейлеры, хорошее освещение хода съемок в СМИ подогрели интерес публики.

Впереди у нас Год кино в России. И здорово, что якутские кинематографисты встречают его на такой высокой ноте.

Наша справка:

«Муммуттар»/«Заблудившиеся». Приключения, 1ч 40 мин. Фильм, основанный на реальных событиях, о двух парнях, заблудившихся в 2002 году в Верхоянских лесах. История о том, как Токе и Уйгуну предстоит два месяца плутать по бесконечной тайге суровой Якутии. О том, как они будут отчаянно цепляться за жизнь, день за днем преодолевая километры. Как они будут добывать пищу, утоляя постоянное чувство голода и жажды. В то время как их давно уже похоронили… Режиссер: Алексей Амбросьев-младший. Возраст: 12+

Источник: Отзывы читал Алексей ФЕДОРОВ.