В России только два крупных кинофестиваля проводятся полностью собственными силами организаторов, а все остальные – это плод усилий московских команд, готовящих зачастую мероприятия «под ключ». «Независимыми» от столичного формата являются Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» во Владивостоке и Якутский Международный кинофестиваль.
В отличие от кинофорума в Приморье, который в этом году проводился уже в 13 раз, у якутского были лишь третьи смотрины. Но именно о третьем порядковом номере фестиваля как о некой черте и знаковом событии сказал во время торжественной церемонии открытия Якутского международного кинофестиваля первый заместитель Председателя Союза кинематографистов Российской Федерации Олег ИВАНОВ. По его словам, первое подобное мероприятие почти всегда можно провести успешно, но очень часто черед третьего так и не наступает, и примеров тому немало.
С нашим гостем трудно не согласиться, и теперь, когда уже все позади – подведены итоги, снежные очки нашли своих обладателей и пришло осмысление того, что произошло, самое время поговорить с теми, кто подарил нам этот культурный праздник. О том, что значит для Якутии набирающий авторитет кинофорум, некоторых организационных моментах киносмотра, в частности, о том, по какому принципу отбирались на него картины, наш сегодняшний разговор с куратором кинопрограмм III Якутского международного кинофестиваля Сарданой САВВИНОЙ.
Наша справка:
Сардана САВВИНА, начальник международного отдела АГИКИ, преподаватель английского языка, переводчик, промоутер якутского кино, организатор и ведущий Якутского киноклуба, куратор кинопрограмм ЯМКФ.
— Сардана, недавно услышал от одного земляка вопрос о фестивале, мол, зачем он нам нужен. Я очень удивился…
— Я тоже слышала подобные разговоры. Задумалась… Хотелось спросить в ответ: «А у нас в Якутске разве еще есть какое-нибудь культурное мероприятие международного уровня, которое бы проходило ежегодно?» Потом вспомнила известного киноведа, президента Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнару АБИКЕЕВУ, которая должна была приехать к нам и возглавить жюри…
— Конкурса тюрко-монгольского кино?
— Да. Но, к сожалению, не срослось… Надеюсь, пока не срослось. Я ей очень благодарна за моральную поддержку нашего кинофестиваля. Мы с ней познакомились в декабре прошлого года в Бишкеке во время Международного кинофестиваля стран СНГ, Балтии и Грузии «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов», где я была членом жюри. Гульнара Ойратовна закончила в свое время киноведческий факультет ВГИК в Москве, автор пяти книг о кино Казахстана и Центральной Азии. Она мне подарила свою книгу, очень глубокую по содержанию, уже одно название которой говорит об очень многом: «Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе»…
— Круто!
— Действительно, круто! Она утверждает, что кинематограф – это из важнейших инструментов, который в наше время помогает решать проблему культурной идентификации. Каково?! И вообще в Средней Азии, в Казахстане уж точно, за последние годы появилось немало серьезных работ, посвященных роли кино в жизни современного общества. Я вполне разделяю их мнение, что кино – это не только один из способов повысить имидж своего народа, но и сплотить нацию. Ну, это вообще тема отдельного разговора…
— Согласен…
— Как я уже сказала, Гульнара Абикеева возглавляет Ассоциацию кинокритиков Казахстана. И в одном из интервью в начале этого года она возмущенно заявила, мол, как могло так случиться, что в 2014 году ни одной казахской картины не было номинировано на «Оскар»? Представляешь, они об Оскаре, а мы – зачем нам кинофестиваль…
— Действительно…
— Хотя, конечно, я осознаю, что мы гигантскими шагами наверстываем упущенное за прежние годы. Ведь раньше во всех республиках Советского Союза были свои национальные киностудии – «Казахфильм», «Киргизфильм», «Азербайджанфильм» и т.д., а это не только техника и профессиональные кадры, но и соответствующий уровень зрителя…
— Конечно! А помнишь, в свое время мы такие же скептические вопросы слышали и про Международные спортивные игры «Дети Азии». А сейчас ведь никто не станет отрицать так называемого мультипликативного эффекта от этих соревнований – спортивного, имиджевого, экономического, наконец…
— Кстати, хороший пример. И еще я обязательно хочу отметить, что, несмотря на совсем юный возраст кинофестиваля и якутского кинематографа в целом, тюркоязычные регионы нашей страны по страшному нам завидуют и смотрят в нашу сторону с придыханием. Всем гостям очень понравился новый формат нашего кинофестиваля, когда мы в его рамках провели самостоятельный конкурс тюрко-монгольского кино. Оказалось, что в России нет этнического международного кинофестиваля, и мы в этом отношении стали пионерами. Ты же помнишь, что сказал режиссер из Татарстана Салават ЮЗЕЕВ, представивший на фестивале свой фильм «Курбан-роман. История с жертвой»? Он сказал, что Татарстан тюркский акцент сделал в драматургии, уже много лет проводит Международный театральный фестиваль тюркских народов «Навруз» и здорово, что Якутия решила организовать нечто подобное в кинематографе.