Дьяконова В. АГИКИ: В звуках игила министра культуры Тувы плачет детеныш косули и… сигналит автомобиль

АГИКИ: В звуках игила министра культуры Тувы плачет детеныш косули и… сигналит автомобиль

SakhaLife.ru

1 апреля 2015 г. на кафедре искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств состоялась очень интересная творческая встреча с министром культуры Республики Тыва Алдаром ТАМДЫНОМ, талантливым музыкантом, мастером-изготовителем национальных инструментов, народным хоомейжи Республики Тыва и руководителем Центра тувинской традиционной культуры и ремесел.

Профессор Юрий ШЕЙКИН, принимавший высокого гостя, отметил его необыкновенно яркую, проникновенную манеру игры на тувинских музыкальных инструментах. Алдар Константинович также является участником фольклорной группы «Чиргилчин», которой исполнилось уже 15 лет. На родине Алдара Тамдына называют «творцом плачущих и ликующих, нежных и грозных, незатейливых и завораживающих звуков», о его игре говорят, что «в звуках его игила плачет детеныш косули, трубят маралы, кричит кабарга и сигналят автомобили». И действительно, всем, кто слышал его игру, довелось в этом убедиться. Алдар Константинович продемонстрировал традиционные мелодии на тувинском струнно-смычковом инструменте игил. Кстати, игил был предоставлен из коллекции Юрия Ильича, который приобрел его у известного тувинского мастера Маржымала ОНДАРА. Отец Алдара Тамдына также был известным в Тыве мастером-изготовителем музыкальных инструментов, лично знавшим Маржымала Ондара. Удивительно было наблюдать, как коллекционный инструмент стал буквально оживать в руках искусного мастера, издавая сначала отдельные звуки, а затем и целые мелодии. Один из сыгранных им напевов, к примеру, был связан с сюжетом легенды об одиноком гусе-сироте: «Однажды шаман увидел, как мальчики гонялись за гусем. И он услышал голос гуся, который молил о помощи: «Я один на этом свете. Я – сирота, пожалуйста, не убивайте меня».

С большим увлечением искусный хоомейжи (мастер горлового пения хоомей) рассказал о технике тувинского горлового пения хоомей. По мнению Алдара Константиновича, хоомей – это не просто горловое пение, а своеобразный «микст горлового и обертонового пения. Горловое пение, к примеру, это – алтайский кай, горлохрипение у многих северных народов и т.д.». По его словам, при пении стилем хоомей работают и нос, и горло, и язык, и даже глаза. Кстати, заметим, что у якутов тоже сохранились необычные типы интонирования (хоңсуо ырыа (гнусавая песня), таңалай ырыата (нёбное пение), мурун ырыата (носовая пение), хабарђа ырыата (глоточная песня) и др., которые до сих пор еще малоисследованы. Обсуждение широкого спектра вопросов, связанных с традиционной музыкальной культурой, изучением и сохранением уникального культурного наследия народов Сибири оказалось общей темой, одинаково волнующей специалистов Тывы и Якутии.

Источник: Варвара ДЬЯКОНОВА, музыковед