«СОН ШАМАНА» НАЯВУ

ПРОШЛО БОЛЕЕ ВЕКА С ТОГО МОМЕНТА, КОГДА АЛЕКСЕЙ КУЛАКОВСКИЙ ЗА¬ВЕРШИЛ СВОЕ БЕССМЕРТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «СНОВИДЕНИЕ ШАМАНА». СЕ¬ГОДНЯ НЕТОЛЬКО НЕ РАСТЕРЯВШЕЕ СВОЮ АКТУАЛЬНОСТЬ, НО И ВЕРНУВШЕ¬ЕСЯ В НОВОМ ОБЛИЧИЙ БЛАГОДАРЯ МОЛОДОМУ РЕЖИССЕРУ САХА ТЕАТРА РУСЛАНУ ТАРАХОВСКОМУ, ЧЕЙ СПЕКТАКЛЬ «СОН ШАМАНА» СТАЛ ГЛАВНЫМ КУЛЬТУРНЫМ СОБЫТИЕМ НОВОГО ГОДА.

В БАГРОВЫХ ОТСВЕТАХ ЗАКАТА…

Рождение поэмы, взятой за основу сценария постановки, пришлось на 1910 год. Ексекюлях-Алексей в это время проживает у товарища в селе Качикатцы, занимаясь обучением его детей. Здесь и рождается «Снови-дение шамана» — произведение знаковое и мистическое. Даже сегодня автора называют пророком, пред¬сказавшим будущее на годы вперед. Но, смею не согласиться, Алексей Елисеевич не пророк, а Учитель, по¬водырь своего народа, луч света осветивший для него путь в грядущее.

В «Сновидении шамана» главный и практически единственный герой — белый шаман, он видит сон. Там, по ту сторону реальности, он сталкивается с грядущими потрясениями поистине глобального размаха. Под¬нимаясь выше самых высоких гор, он видит бесчисленное количество солдат, предвестников войны. Его терзают муки, ибо будущее его наро¬да темно и неясно.

Ексекюлях был одним из немногих, кто видел в начале XX века  ускоряющиеся процессы глобализа¬ции. Видел опасность поглощения малых народов большими. За четыре года до Первой мировой вой¬ны он предсказал Тотальную войну на уничтожение. «Сновидение» — это не пророчество, а предостере¬жение. Кулаковский был уверен, что столь ужасный конфликт неизбеж¬но породит движения людских масс. От опустошенных войной районов люди двинутся в места безопасные и чистые. И тогда малые народы окон¬чательно растворятся в истории.

Нет, не к войне или сопротивле¬нию он призывал свой народ! Стать выше, выйти из темноты безграмот¬ности, просвещением и культурой занять новое место в новом мире. Вот в чем он видел выход, и этот путь он указал людям, создав произ¬ведение, в понятной для них форме. Саха, привычным к устному твор¬честву, обилие художественных ме¬тафор давало больше, чем сухие и непонятные цифры статистики и политического прогноза.

БОРЬБА ЗА ДУШУ

Спустя годы, заветы белого ша¬мана из произведения Кулаковско¬го не потеряли своей актуально¬сти. Возможно, нам уже не грозят тотальные потрясения прошедшей эпохи. Но угрозы остались, и если раньше мы могли потерять себя как этнос, то теперь мы рискуем потерять душу.

Борьба за нее, на мой взгляд, основной стержень новой постановки. Молодой современный парень то ли в шутку, то ли специально бьет по шаманскому бубну (дюнгюр), и ре¬альность мгновенно переворачива¬ется. Что это, сон или какое-то дру¬гое пространство?
Герой молодого актера Алексан¬дра Борисова — Ньургун — оказыва-ется во власти сущностей рвущих его на части, доставляющих ему страшные муки. Герой проходит че¬рез, все этапы становления шамана. Он перерождается, перевоплощает¬ся, переосмысливает все это. Было удивительно наблюдать, как актер проходит через все эти страдания на сцене. Боль, отчаяние и таинственное причитание в полутьме сцены: «Дом ини дом…».

Молодой актерский, состав по¬радовал своей пластикой, какой-то жизненной энергией, бьющих из мо¬лодых тел. Героиня Натальи Слеп-цовой -Айыына ловко скачет по сцене, играя молодую беззаботную девушку, которая  страдает, попав в руки нелюбимого жениха Орулуос Дохсуна (сам. Руслан Тараховский): Жених, не выпускающий из рук со-тового телефона, и отец девушки Баай (Иннокентий Дакаяров) — оли-цетворение современного делового человека, бесчувственной машины по заколачиванию денег.

Современный . вариант шама¬на, в исполнение Василия Борисова, также выразителен. Штаны в сти¬ле милитари, армейские ботинки и шаманский дюнгюр — странное со¬четание, но волнующее. Становит¬ся действительно не по себе, когда актер выкрикивая заклинания, сту¬чит в бубен, а по сцене «гуляют» от¬блески огня, и ты уже не замечаешь современных атрибутов.

Когда народный артист Герасим Васильев появляется на сцене с палкой-тростью, седыми волосами и уста¬лым взглядом, кажется, что это сам Кулаковский, сидя на сцене, исполня¬ет тойук. Другой именитый исполни¬тель — народная артистка Степанида Борисова — исполняет роль Кутур5ан Куо, которая приходит на помощь Ньургуну в самый черный момент.

Действия на сцене развивают¬ся очень динамично: то шаманские, обряды у камелька, то современ¬ные танцы с песней на русском язы¬ке. Актеры, не успеешь оглянуться, перескакивают с якутского на ан¬глийский язык, будто показывая со¬временную мультиязычность про¬странства.

«КРИВОЕ ЗЕРКАЛО»

Экраны, экраны, экраны… Ими усеяна сцена так же, как и жизнь современного человека, чьи глаза все чаще смотрят в экраны мобиль¬ных устройств и компьютеров, чем в реальную жизнь. Центральное место занимает цифровой экран на полу, изображение которого отра¬жается от зеркальной поверхности наклоненной панели. Что это — символ неотъемлемого спутника жизни человека — компьютера или «кривое зеркало» современности?

Сценография Михаила Егорова интересна и необычным якутским камельком. Огонь которого также представляет цифровой экран, будто бы говорящий, «что можно сохранить традиции, но не остановить прогресс».

НА ВОЛНАХ РОКА

Одним из главных откровений спектакля стало участие легендарной группы «Чолбон». Группа впер¬вые выступила, аккомпанируя в спектакле, и получилось это очень мощно! Никогда еще шаманские камлания не звучали столь грозно и проникновенно. Кроме того, зву¬ковое сопровождение поддержали Иванида Бугулова (хомус) и Прокопий Сыроватский (кырымпа). Мо¬жет быть, поэтому финал истории получился таким лиричным. Представьте себе: главный герой, пройдя через множество мук, обретает себя и становится Белым шаманом, уходя в безбрежное пространство космоса. И все это сопровождается перелива-нием гитарных струн и далеким-да¬леким шелестом хомуса.

Финал истории — это рождение «своего Я». Вопреки всему и потеряв все, Ньургун обретает душу и воз¬вращается в реальный мир уже дру¬гим человеком — творцом и шаманом нового века. А с экранов на нас гля¬дит Кулаковский-Ексекюлях, будто бы взглядом вопрошающий: «Готов ли ты к схватке за свою душу?».

Николай ТАТАРИНОВ