ТЕАТРЕ ОЛОНХО НАШЕ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Накануне Национального дня Олонхо, который вся республика будет отмечать в понедельник, 25 ноября, мы решили встретиться с министром культуры и духовного развития Андреем Борнсовым. Проект «Театр Олонхо» в свое время стал одним из основных направлений по сохранению, возрождению и развитию якутского героического эпоса Олонхо. Это произошло в 2005 году, сразу после исторического события — признания ЮНЕСКО якутского героического эпоса «Олонхо» шедевром устного и нематериального наследия человечества. После было подписано совместное коммюнике между генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуура и Президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым.

Прошло уже восемь лет с того времени, которое теперь многие называют не иначе как серебряным веком якутской культуры, а в 2015 году завершается десятилетие Олонхо. Настала пора подвести первые итоги.

Театр Олонхо — классическим театр народа саха.

— Один очень умный человек, увидев мою книгу «Якутский Театр Олонхо классический театр народа саха»,  которая вышла в этом году, сказал: народа саха не было своего театра, тем более классического». На что я ему ответил так: «Шестьсот лет тому назад у японского народа также не было своего театра Но и никто шестьсот лет назад не мог предположить, что он станет классическим». Через .некоторое время он ко мне подошел и сказал: «Подарите, мне эту книгу».

Классический Театр — индийский, японский, греческий, монгольский, пекинский — создавался на протяжении столетий и основывался не на классических театральных канонах, которые приняты сегодня, а на древнейших ритуалах, религиозных действиях. Ведь каждое ритуальное действо, будь то древнейший синтоистский ритуал кагура (лицедейство с танцами и масками) японского классического театра Но или же древнеиндийский ритуал поклонения богу вина и виноделия (жертвоприношение в форме окропления деревьев и трав соком растения), представляет собой театральное действие как таковое.

— Классический театр в этом пониманий — квинтэссенцию религиозных, культурных, традиционных, философских, духовных знаний народа на-копленных веками. Без .театра культура народа не имеет стержня. Без театра Но японская культура будет представлять собой ряд разрозненных сегментов, не соединенных воедино. Роль и функция классического театра как раз и состоят в смысловом и объективном объединении всей культуры народа. У Театра Олонхо системо-образующая миссия.

Как же может не очень большой по численности народ саха претендовать на классический театр?

Но и в Древней Греции, в Афинах, также было немного людей, а какую великую культуру они создали! Как говорится, древние греки не знали, что они древние, и не знали, что они создают классический театр.

Якутская культура развивалась и накапливалась столетиями. Шаманское камлание это целая мистерия, целый театр. Шаман в одном лице — он и режиссер, и танцор, и циркач, и музыкант, и все что угодно. Это явление до сих пор до конца не раскрыто и должно стать предметом изучения, Олонхосут поет по сорок; пятьдесят тысяч строк, играет до сотни ролей при явлении только одного Олонхо. Он вживается в каждую роль, поет ее с отдельной мелодией. Есть даже мелодия травы. Представляете? И интонационно вибрацией голоса, он заставляет слушателя детально представлять себе образ колышущейся травы. Поэтому истоки Театра Олонхо очень глубинные, тысячелетние истоки.

Театр Олонхо родился из драматического Саха театра, который во многом представляет собой объединение национального колорита «с мировой классической театральной культурой. А мы, основатели Театра Олонхо, только благодаря знанию основ классической театральной школы, европейской и русской, смогли прийти к пониманию того, что необходимо искать свои корни, задуматься над тем, что именно происходило с якутской культурой, что в ней заложено. И мы пришли к выводу, что классический театр может формироваться в любую эпоху. Имеет значение не время {по календарю), в которое он рождается, а эпоха фундаментальных общественных потребностей.

Культура народа саха – часть мирового духовного наследия

— Культура народа саха представляет собой часть мирового духовного наследия. Вот вдумайтесь, олонхосуты и раньше, и сейчас несут свое искусство людям. Я спрашивал: «Почему ты поешь?» Ответ был такой: «На меня сверху льется». То есть олонхосуты транслировали образы, энергию и поют тойуком, только тогда информация может открыться им. Более того, я считаю, что, если бы олонхосуты не выполняли, свою объединяющую функцию всего якутского народа, то якутская культура исчезла бы.

И знание якутов — философское, обрядовое, самобытное — органично влилось в мировую, культуру.

Театр Олонхо происходит от мистического культа, эпоса, мифологической драматургии, и его основное назначение — сохранение и. развитие якутского языка, распространение образов национального характера, передача этнокультурной информации. Об этом нужно говорить, нужно помнить, создавая новые постановки.

— Классические театры мира служат культурообразующим фактором, являются средством консолидации общества вокруг жизненно важных ценностей, выработанных предками. Театр Олонхо играет ту же роль. Его постановки носят не музейный, не реликтовый характер, они являются живым организмом, удовлетворяющим потребности современного человека.

Когда мы выступали со спектаклем «Кыыс Дэбилийэ» на Всемирной выставке «ЭКСПО-2005» в Японии, наша постановка была признана и высоко оценена именно как произведение классического театра народа саха. Удивительно, что нас вообще пустили на сцену театра Но — это сам по себе редчайший случай, потому что на сцене этого театра царит не действие, а священнодействие. Мы смогли оправдать доверие и показать всю красоту якутской культуры и народа. Все отметили: что актеры практически не играют, они живут на сцене. Они все обряды, ритуалы делают идентично, потому что происходящее на сцене — их, родное, живое, идущее изнутри. Сейчас такой силы не хватает многим народам, и она становится все более востребованной не только в мире искусства, но и вообще в современном мире.

— Следующий шаг: Театр Олонхо должен; дойти до народа. Мы по всей республике. будем возводить — здания центров культуры по образу у расы. В некоторых улусах они уже есть. Там будут выступать артисты Театра Олонхо, которые, начнут гастролировать по всей республике. Я уже убедился, что постановки нашего театра не просто нужны людям — они необходимы.

Мы давали спектакль в селе Чапаево. Насколько внимательно, с полным проникновением воспринимают люди постановки театра! Во время и после просмотра зрители были в состоянии транса. И не только потому, что была хорошая режиссура и игра актеров, а потому, что все происходящее на сцене — это их, их мир, воображение, философия, мироощущение.

— Якутский драматический театр, имея древнейшие корни в шаманских мистериях, в Ысыахе и эпосе Олонхо, пройдя путь oт профессионализма, пришел к самобытной якутской сценической эстетике, открыв современному зрителю классический театр народа саха — Театр Олонхо. И я уверен, что в эпоху преодоления новых вызовов — угрозы природных катаклизмов в связи с промышленной разработкой территорий Севера и негативными процессами, сопутствующими глобализацию, Театр Олонхо представляет собой развернутую программу реализации культурообразующей функции Театра Олонхо, созданного всей историей якутского народа.

В становлении Театра Олонхо огромная заслуга Вячеслава Штырова.

— Сегодня я очень четко понимаю, что без поддержки в 2005 году тогда президента республики Вячеслава Штырова мы не смогли бы реализовать все задуманное. Мы с народным писателем Николаем Лугиновым часто разговариваем об этом. Вячеслав Штыров — человек русский и фундаментально образованный. Он понимал и понимает всю значимость сохранения и развития якутской культуры.

В этом смысле у нас с Вячеславом Анатольевичем было полное; взаимопонимание. Он не только приложил все усилия для того, чтобы эпос Олонхо стал шедевром нематериального наследия человечества, он пошел дальше. Дал импульс развитию Театра Олонхо, утвердил план сохранения эпоса Олонхо и Национальный день Олонхо, десятилетие Олонхо. Вячеслав Штыров сделал по-настоящему много не только для развития Тетра Олонхо, но и для, развития всей якутской культуры. Благодаря чему мировая культура признала не просто самобытность, уникальность, но и ценность культуры народов Якутии, необходимость их развития и включения в контекст мировой культуры. Это, я думаю, еще получит свою историческую оценку будущими поколениями.

Маргарита Нифонтова.