НАРОДНЫЕ ВИРТУОЗЫ

Якутский музыкальный колледж, пожалуй, в опытности, профессионализме и продвижении идей и методов классической школы исполнительского мастерства не может сравниться ни с одним из учебных заведений .республики. За свою более чем 60летнюю историю колледж объединил в своих стенах талантливейших педагогов, создавших основу для развития всего музыкального искусства республики и выпустил немало профессиональных музыкантов, составивших яркие страницы истории якутской музыки.

По сей день Якутский музыкальный колледж остается единственной в своей области кузницей кадров для всех учреждений культуры республики. И в этом весомая заслуга тех, кто ежедневным кропотливым трудом создает современную летопись колледжа. Среди них руководитель отделения народных    инструментов  Людмила Киселева, Заслуженный деятель искусств Якутии, опытный педагог и талантливый музыкант, вкладывающий всю душу, знания и умения в дальнейшее развитие родного колледжа.

Людмила Петровна приехала в нашу республику в далеком 1975 году после окончания Российской академии искусств в Москве по специальности «домра».

—    Отделение народных инструментов открылось одним из первых в республике,  рассказывает Людмила Петровна.  В то время здесь работали очень интересные преподаватели, окончившие вузы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Харькове: Валерий Соморов, Геннадий Жильченко, Николай Кисленко, Сергей Чжан, Иннокентий Романов. В настоящее время в нашем коллективе трудятся заслуженные деятели искусств республики Радомир Борисов — баян; известный композитор, автор музыки государственного гимна Якутии Кирилл Герасимов; отличники культуры — Валерьян Емельянов, Анастасия Каженкина — первая профессиональная балалаечница республики, Раиса Крылова — баянистка.

В последнее десятилетие в коллектив влились молодые педагоги Максим Шумилов, Андрей Псарев, Лариса и Николай Пикутские, Сергей Донской, Владимир Боярский. Практически получается, что весь состав педагогов  это выпускники прошлых лет нашего музыкального колледжа и впоследствии окончивших различные вузы страны.

—    Сейчас многие выпускники Музколледжа поступают в Арктический институт, ваши преподаватели там работают. В чем цель такого тесного взаимодействия с АГИКиИ: невозможность поступить в центральные вузы и нехватка кадров?

—    Ни в коем случае. С Арктическим институтом у нас сложился единый комплекс в системе музыкального образования. Все эти годы, работая в колледже, мы мечтали, чтобы у нас было высшее образование в народно-инструментальном направлении. Эту задачу Якутский музыкальный колледж выполнил. В республике открылся филиал Уральской государственной консерватории (г.Екатеринбург), затем  Арктический государственный искусств и культуры. В связи с этим определилась стройная система преемственности во всех трех ступенях учебных заведений .республики: детская музыкальная школа — училище — вуз; Такая система позволяет обеспечить музыкальными кадрами учебные заведения республики, и все это способствует неразрывным творческим связям и взаимодействию этих структур. Поэтому наши студенты по окончании колледжа поступают в Арктический институт, а мы там преподаем дисциплины уже вузовского уровня и дальше оттачиваем их мастерство.

Мы стараемся соблюдать  преемственность. В этом году колледж подготовил 17 специалистов по народному отделению, десять из которых поступили в АГИКиИ.

Кроме того отделение народных инструментов в тесном контакте работает и с детскими музыкальными школами. Каждые два года в совместном проекте управления по учебным заведениям министерства культуры, колледжа и АГИКиИ мы проводим конкурсы «Поющие струны Якутии» и «Юный виртуоз», куда съезжаются 500-600 детей со всей республики. В прошлом году в рамках конкурса впервые прошла научно-практическая .конференция по теме «Роль Якутского музколледжа в становлении и развитии народно-инструментального исполнительства в республике». Такие творческие мероприятия способствуют наиболее качественной подготовке в ДМШ юных музыкантов и обеспечивают профориентационную работу для поступления в колледж. Эта работа нужна, и этим мы добились того, что к нам теперь идут хорошо подготовленные абитуриенты. Есть школы, из которых к нам неизменно приходят яркие воспитанники. Это Олекминск, Намцы, Таатта, Нюрба, Нерюнгри, Усть-Алданский улус, Амурская область, Детская школа искусств в Якутске. В Тикси сейчас подрастает очень много талантливых ребят. Они являются учащимися наших воспитанников. Эти дети „уже стали лауреатами конкурсов центральных регионов России, и мы надеемся, что. они приедут сюда учиться.

—    Насколько востребованы выпускники отделения народных инструментов?

—    В республике более 90 детских музыкальных школ. В 68 из них есть отделения народных инструментов, где обучают игре на баяне, домре, балалайке, гитаре. Там работают наши выпускники. Весь состав оркестра Государственного театра танца РС(Я), оркестра Сахацирка, Государственного концертного оркестра г. Алдана  тоже наши выпускники.

В настоящее время ряд музыкальных школ улусов не укомплектованы специалистами  «народниками», ещё остаётся высокой потребность в кадрах. Сейчас на отделении у нас учатся 45 студентов, по пяти специальностям, и мы видим свою задачу в решении вопроса обеспечениями кадрами школ.

—    То, что студенты все ступени образования получают в республике, не влияет на качество подготовки музыкантов?

—    У нас открыты двери для поступления в различные вузы страны. Те студенты, которые являются преподавателями колледжа сейчас, в свое время закончили Новосибирскую консерваторию, Дальневосточный институт культуры. Екатеринбургскую консерваторию, Российскую академию музыки в Москве, Санкт-Петербургскую консерваторию. Чтобы не снижать планку подготовки музыкантов, мы поддерживаем очень тесные кураторские связи с профессорами этих вузов. Ежегодно приезжают с мастер-классами такие выдающиеся деятели»» музыкальных    искусств как Шаукат Амиров, Александр Цыганков, Михаил Имханицкий, Николай Ляхов, Александр Капитанов, Сергей Арбуз. Они принимают участие в проведении фестивалей, конкурсов, дают сольные концерты, выступают с нашими оркестрами в качестве солистов. Дают высокую оценку деятельности отделения народных инструментов ЯМК и АГИКиИ. Так что мы держим руку что называется «на пульсе». Наши студенты принимают участие во многих всероссийских и международных конкурсах, становятся дипломантами и лауреатами. Это Екатерина Бутырина, Андрей Лукьянов, Максим Шумилов, Владимир Боярский, Александр Сироткин, Сергей Чеглаков, Егор Громов, Татьяна Кривошей и другие. . Да, их не так много. Ведь участие в конкурсе в первую очередь это финансовые расходы, которые не всегда нам удается осилить. Вместе с тем руководство колледжа всячески нас поддерживает и изыскивает средства, так как участие в конкурсе  это получение дополнительного опыта, возможность узнать свой исполнительский уровень, то к чему надо стремиться или убедиться, что мы на правильном пути в своем развитии. Сейчас мы со студенткой 2 курса, домристкой Екатериной Филатовой готовимся к международному конкурсу в Липецке, который пройдет с 17 по 22 февраля. В марте готовимся на региональный конкурс в Алдане «Радуга севера». И еще готовимся к конкурсу баянистов, который пройдет с 25 по 26 марта. Мы очень дружны с ассоциацией баянистов республики, которой руководит наш студент в АГИКиИ Мичил Березкин. В нем могут принять участие баянисты всех возрастов и уровней подготовки. Чтобы в будущем иметь ярких абитуриентов, студентов, поднять интерес к народным инструментам Якутский музыкальный колледж проводит и такую работу.

—    А вообще интересуют ли народные инструменты молодых? Ведь сейчас многие стали увлекаться компьютерной музыкой…

—    Огромный набор в колледж показывает, что народные инструменты пользуются популярностью. Что же касается увлечения компьютерной музыкой, то этому не стоит противодействовать. Мы живем в современном мире, когда внедрение информационных технологий необходимо во всех областях жизнедеятельности человека. У нас для этого созданы все условия: кабинет музыкальной информатики, где студент может самостоятельно работать с нотными редакторами, программами, создающими так называемые «минусовки». Возникла возможность выхода в Интернет, где можно ознакомиться с новинками музыкальной литературы, с сочинениями современных композиторов.

—    У вас бывают любимчики?

—    Конечно же, в колледже есть звездочки и у нас на отделении тоже. Как правило, они становятся звездами благодаря своему таланту, работоспособности и увлечённости любимым делом. А так со всеми студентами у нас сложились доброжелательные ровные отношения. Мы должны всех обеспечить знаниями. Помочь справиться с возникающими проблемами в учёбе и не навредить студенту, создать соответствующий психологический климат в классе, при котором он должен освоить весь комплекс знаний. Ученики не могут быть не любимыми, как и та деятельность, которой ты посвятил всю свою жизнь.

—    Как вы думаете, какие качества необходимы учителю музыки, чтобы взрастить талантливо го ученика и сделать его профессионалом?

—     Самое важное в обучении — любить свою профессию, не навредить студенту, а помочь преодолеть трудности, встречающиеся ему в учебе и жизни. Я знаю, что формула — профессионализм плюс внимание и уважение к своему воспитаннику в работе обязательно дадут свои превосходные плоды.

 

Сардаана СИВЦЕВА