КАК БЫ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ СРЕДИ МЭТРОВ НА СЦЕНЕ…

Ему не нужно долго вживаться в роль мальчишки-подростка, он такой и есть по духу — бесшабашный, открытый, улыбчивый, но при этом серьезный и вдумчивый актер. Артист Саха театра Роман ДОРОФЕЕВ — выпускник АГИКИ, мастерской Эдвардаса Купшиса.

Начал играть на сцене Саха театра еще студентом. Его дебют был ярким и запоминающимся. В 2008 году вся театральная общественность республики отмечала знаменательное событие – 25 лет со дня первой премьеры «Желанного берега». В этот же день на сцене состоялась торжественная передача реквизитов от первых героев постановки. Роман Дорофеев, впервые исполнивший роль парнишки Кириска, получил один из главных реквизитов спектакля — спасительный ковш с холодной водой — из рук Ефима Степанова, игравшeгo все 25 лет эту роль. Первая большая роль в культовом спектакле — это подарок судьбы. Мог ли мечтать мальчишка из Черкеха Таттинского yлyca, что настанет момент, когда он сам сядет в эту лодку вместе с кумирами, легендами театрального искусства.

— Роль ребенка, пацана… Ну да, я маленький, худенький, без всякого грима и диет сойду за ребенка. Играл Хохочоя в детстве в спектакле «По велению Чингисхана» у Андрея Саввича. Роль хоть и небольшая, но всё же без меня не могли ехать на гастроли. А какие гастроли… Супер! Улан-Удэ, Улан-Батор, Кызыл, Абакан. Как раз во время этих гастро­лей Андрей Саввич объявил нам, что грядет юбилей спектакля и будет меняться состав. И тут же прёдложил роль Кириска. Даже испугался, как же я смогу после Ефима Николаевича играть? Да это же глыба! А я всего лишь студент  третьего курса. Они же все«щепкинцы», а я учусь здесь, в Якутске. В общем, запаниковал было.

— Весной я получил текст от Ефима Николаевича Степанова и стал готовиться. Работать с мастерами, с одной стороны, легко. Они учат нас на своем примере. Даже просто наблюдать за ними поучительно — как они готовятся к роли, как выходят на сцену, что делают… С виду вроде суровые, молчаливые… И тут самое страшное — как бы мне не потеряться среди гигантизма их таланта. В этом спектакле мне все помогали, подоброму учили, как и что надо. В «Желанном береге… «роль большая, идет через весь спектакль. А в других постановках, где маленькая, эпизодическая, там еще страшнее потеряться. Никто и не заметит, что был еще такой герой… Поэтому я очень благодарен, что работаю с таким режиссером, как Андрей Саввич, вижу Стёпаниду Ильиничну, есть у меня такие учителя, как Ефим Николаевич Степанов, Герасим Васильевич Семенов…. Каждый день работы с ними поучителен. Да и как не ценить моменты работы с легендами театра.

— В детстве хотел стать доктором наук. Неважно каких наук, главное — доктором… А если рассказывать о себе с самого начала, то я из Черкеха. Это известное село в республике, прародина великих людей, писателей, олонхосутов. Я — младший сын из четверых, отрада и утешение родителей. Старшие-то к тому времени, когда я был школьником, уже уехали из дома. Были студентами, потом работали. Ну очень важные были, ходили в костюмах, поэтому и появилась мечта о докторе.

— Потом мою жизнь стремительно изменил театральный кружок, который вела Матрена Николаевна Вырдылина. Мальчишки, сорванцы — и вдруг театральный кружок. Она очень тонко и мудро нам внушила, что в студии мы научимся красиво говорить, общаться с людьми. Первый спектакль — и сразу олонхо «Нюргун Боотур», где я играл Юрюнг Уолана. С этим спектаклем на республиканском театральном фестивале «Синяя птица» мы стали лауреатами и получили путевки в лагерь «Океан», а также на участие в региональном конкурсе «Океанская весна». Там мы завоевали Гран-при.

—Как я сейчас понимаю, ни петь, ни играть мы толком не умели… Чем мы так понравились жюри из Владивостока, даже не знаю. Но, как бы то ни было, председатель жюри после конкурса пригласил четверых, в том числе и меня, на учебу во Владивосток. Тут мы, конечно, поняли,что талантливы, что мы — артисты. С будущей профессией было ясно. Но во Владивосток мы не поехали, так как в АГИКИ был набор на актерское отделение для Нерюнгринского театра.

— И всё же я счастливый. Мечтал работать только в Саха театре. Со второго курса наш курс подготовил новогодний вечер в Саха театре. Еще не роль, но всё же первый выход перед коллегами. Мы постара­лись запомниться им.

— А кино возникло с «DetSAT», и я был в момент создания группы. Долго ломали голову над названием группы, было несколько предложений. Как вдруг однажды мой однокурсник Александр Иванов предложил назвать проще… Детсат. Так и родилось новое имя, и оно уже смысловое — Дети Саха Ака­демического Театра (так рас­шифровывается всё название). И если вначале были миниатюры, то потом родилась идея создания кино. Идея комедии «Кэскил» появилась со спектакля «Дети бога Солнца» режиссера Сергея Потапова. Вначале это был сериал, мы даже показали несколько серий по ТВ, а после положительных отзывов решили довести всё до полноценного фильма. Снимал наш первый фильм профессиональный режиссер Константин Барашков. А дальше мы уже сами стали снимать, писать сценарии, режиссировать. С того момента сняли картины «В поисках радости», новогодний фильм «Кыhын тымныы эрээри, дьоллоох дьонго ичигэс» («Зи­мою холодно, но счастливым тепло»), «Кэскил-2»… И вот наша последняя работа «Вольные боотуры». 23 сентября состоится премьера во всех кинотеатрах города Якутска.

Ксения Эверест