ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

Премьер-министр РФ В.В.Путин подписал Распоряжение об одобрении Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008—2015 гг. Руководством страны и республики ставятся задачи по вопросам сохранения культуры. Министр культуры РФ А.А.Авдеев отметил, что «не может быть великой страны без великой культуры». Министр культуры и духовного развития РС(Я) А.С.Борисов обозначил сохранение и развитие живой подлинной культуры как основу формирования незыблемых ценностей поколения новой России.

Один из важных рычагов реализации передовых взглядов лидеров культуры — непрерывное поэтапное развитие системы образования в культуре и искусстве: детская школа искусств—училище—вуз. Именно в этом трех­уровневом пространстве рождалась система художественного образования, формирующая талантливую личность. В условиях внедрения Болонского процесса в систему образования перед Министерством культуры РФ и учебными заведениями стоит колоссальная задача по реализации принятой Правительством РФ Концепции по сохранению традиций и специфических особенностей вузов с учетом геополитики.

Об этом свидетельствует прошедшая в апреле в Красноярске межрегиональная конференция «Единой России» «Развитие Сибири», где очень серьезно обсуждались перспективы развития современной культуры до 2020 года.

8 апреля 2010 года состоялся «круглый стол» «Международное сотрудничество в области культуры и образования» в Московском государственном университете культуры и искусств, в котором приняли участие депутаты Государственной Думы, Министерство культуры РФ, ректоры вузов культуры и искусства РФ. Стала очевидна позиция депутатов лоббировать интересы культуры в Государственной Думе, в частности, принятие ФЗ «О культуре». Подобный закон готовится и в нашей республике. Важный момент «круглого стола» — выступления ректоров о проблемах культуры и искусства в РФ, создании единого культурного пространства страны, сохранении национальной идентичности, многообразии культур, национальных традиций народов России, развитии диалога культур.

Ключевым событием стало подписание соглашения о сотрудничестве между МГУКИ (ректор Р.Г.Абдулатипов) и АГИИК, где прописаны конкретные мероприятия по развитию кадрового потенциала института, совершенствованию качества подготовки специалистов.

Сейчас АГИИК ведет образовательную деятельность по 14 специальностям. В профессорско-преподавательском составе 14 докторов наук, профессоров, 45 кандидатов наук, доцентов, 24 преподавателя с почетными званиями РФ и РС(Я). Мы гордимся тем, что в институте трудятся и передают свой опыт выдающиеся деятели искусства и науки Андрей Борисов, Афанасий Мунхалов, Юрий Шейкин, Ульяна Винокурова, Ефим Степанов, Мария Рахлеева, Ая Яковлева, Степанида Борисова, Михаил Старостин, Валентина Колодезникова, Ангелина Лукина, Герасим Васильев, Эдуард Пахомов, Альбина Борисова, Агафья Захарова, Дьулустан Бойтунов, Ирина Борисова, Туйаара Шапошникова, Константин Мамонтов.

Наши первые выпускники уже вносят свой вклад в развитие культуры и искусства республики. Это солисты оперы Александр Емельянов, Анастасия Мухина, режиссеры Сюзанна Ооржак, Руслан Тараховский, актеры Роман Дорофеев, Марина Слепнёва и многие другие.

Становление АГИИК совпало с эпохой перемен и в российской системе образования, и в российском обществе в целом. В этом году нам исполняется 10 лет. Создание института было обусловлено особым вниманием руководства республики к проблемам жизнедеятельности и развития духовной культуры народов Севера. На наш институт возложена ответственная миссия — подготовка высококвалифицированных кадров для сохранения и развития многовековой культуры народов Арктики.

Уникальность нашего института и его кардинальное отличие от классических вузов заключаются в том, что мы готовим людей творчества. Первый ректор АГИИК А.С.Борисов обосновал символ института как птицу АГУКУК из спектакля «Желанный голубой берег мой», в его концепцию «ПТИЦА» заложены основные ценностные установки для студентов АГИИК: «Мы выбираем делом своей жизни. Профессию, Творчество, Искусство Цивилизации Арктики!»

В институте обучается 972 студента из всех районов республики. К нам поступают студенты из Республик Алтай, Тыва, Хакасия, Эвенкийского и Таймырского автономных округов Красноярского края, Корякского автономного округа Камчатского края, Амурской и Иркутской областей. На краткосрочную стажировку приезжают зарубежные студенты из учебных заведений, входящих в состав Университета Арктики. Институт с 2005 года является членом этого международного объединения вузов Арктики, участвует в его обменных программах и тематических сетях. В этом году девять студентов выиграли гранты по программе Университета Арктики «North2North».

Сегодня жизнеспособность вуза зависит от востребованности его выпускников, поэтому особенно актуальным становится тесное взаимодействие с работодателями. В этой связи 29 марта текущего года мы провели «Круглый стол» «Арктический государственный институт искусств и культуры и местное самоуправление: новые модели взаимодействия» с главами муниципальных образований республики. Важной проблемой для института является трудоустройство выпускников. Всего институтом осуществлено два выпуска — в 2008 и 2009 годах, подготовлено 302 специалиста с высшим образованием.

Идею, которую институт намерен продвигать в ближайшее время, — массовое художественное воспитание детей и молодежи.

Искусство ценно не только способностью развивать нравственную и этическую культуру, творческое мышление, которое необходимо для полноты человеческого существования. Главный критерий тут — формирование чувства прекрасного не только в искусстве, но и в широком плане — в жизни, учении, в будущем в своей профессии, т.е. развитие эстетической сферы.

Следующее направление — развитие информационных и коммуникационных технологий в улусе. Сейчас все регионы активно включились в реализацию одобренной Правительством Российской Федерации «Концепции региональной информатизации». Во многих созданы территориальные информационные системы для решения сложных проблем электронного информационного взаимодействия органов государственной власти, организаций и предприятий, требующих обобщения, методической и технологической поддержки. Эту поддержку может оказать Арктический институт.

Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями (арт-терапия) — в плане деятельности нашего института. Её направления соответствуют видам искусств, разнообразие техники практически не ограничено.

Необходимо взаимодействие с представителями малого предпринимательства и бизнеса в сфере народного художественного творчества. Институт может сотрудничать с народными мастерами, предпринимателями, специализирующимися в сфере народного художественного творчества.

Одним из перспективных направлений деятельности института является организация комфортной среды. Разработка дизайн-проекта определенной территории муниципальных образований, зданий, их внешней и внутренней организации может быть выполнена в рамках дипломного проекта студентов кафедры дизайна.
Основным в стратегии развития АГИИК, безусловно, является строительство II очереди и общежития. Отрадно, что поддержана и реализуется разработка проектной документации зданий, выделена земля под строительство, предусмотрено поэтапное финансирование строительства начиная с 2011 г. Такая забота окрыляет на хорошие дела деятелей культуры и искусств, преподавателей и студентов института.

Саргылаана Игнатьева