СТЕРХ С ЧЕРТОВЩИНКОЙ ОТ ЛЕНЫ ГРИММ

На днях в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения народного поэта Якутии Ивана Гоголева, в Саха театре за день до премьеры состоялся закрытый показ спектакля по знаменитому роману- трилогии «Хара кыталык» («Черный стерх»). Историческая драма, поставленная молодым режиссером Леной Ивановой-Гримм, повествует о любви молодых людей. С самого детства их счастье подвергается суеверным нападкам и становится недостижимым желанием…

За полчаса до начала спектакля в зале «яблоку негде было упасть». Несмотря на то, что вход был строго по пригласительным билетам, люди стояли возле парадной двери и предлагали деньги за пригласительные, цены звучали самые разные — от одной до шести тысяч рублей. Всем хотелось попасть на спектакль Лены Ивановой-Гримм, которую здесь в Якутске знают по спектаклям «Милосердный богатырь», который попал на 15-й театральный фестиваль «Золотая маска» (номинация «Экспери­мент») и «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ.

Но вернемся к спектаклю. В нача­ле действия все актеры вышли на сцену, держась за руки, тем самым они словно приветствовали каждого зрителя, знакомились. По словам режиссера, изначально был задуман спектакль без антракта, но все равно маленький перерыв был. Позже она объяснила это тем, что зрителю сложно «переварить» информацию, которую он получает во время просмотра. Но все равно «Черный стерх», словно хорошее кино: не замечаешь, как быстро пролетает время. И по- I еле просмотра возникают разные эмоции, появляется много вопросов и даже  недосказанность. Кажется, что молодому режиссеру Лене Гримм нравится, когда возникает такое чувство. Так, после спектакля «Женщина в песках» люди уходили с многочисленными вопросами режиссеру, так и не получив на них ответы.
Спектакль, как и в начале, закончился выходом всех актеров, которые танцевали осуохай.

Сыграли на «бис»
Великолепно сыграла Черного стерха заслуженная артистка республики Ирина Никифорова. Она удивительно тонко и точно повторила голос стерха — чистый, высокий, серебряный протяжный звук. Кажется, что внутри Хобороос сидит маленький чертик с голосом редкой птицы. Всем зрителям понравилась игра заслуженной артистки ЯАССР Марии Варламовой. Ее Хараанай они не забудут никогда. Одинокая мать, которая старается делать для своих детей все, чтобы они росли счастливыми. Ездит на невод с мужчинами, доит корову, единственную кормилицу семьи. Она очень любит своих детей и не может смириться с разлукой с Хабырыыс, которого она воспитала как своего сына. Зрители плакали, когда она решилась уйти из жизни, это, по-моему, один из самых драматичных моментов спектакля. Позитивное настроение постановке приносит герой Гернота Гримма — мужа режиссера — врач. По словам Гернота, он долго учил свои реплики, их спе­циально записывали на аудиокассету, и он слушал свой текст. Его труд оправдал себя — зрители тепло и сердечно встретили героя. И пусть местами непонятно было, о чем он говорит, из-за сильного акцента, все равно старания Гернота не прошли даром. Каждый его выход зритель ждал.

Все, кто сыграл в «Черном стерхе», заслуживают особого внимания, ведь игра каждого героя является мини- спектаклем. По словам режиссера Лены Ивановой-Гримм, перед каждым актером была поставлена задача сыграть на «бис», задачу они выполнили.

Отдельно хочется отметить костюмы и декорации. Созданные художником- постановщиком Леной Гоголевой, они напоминают фильмы Ким Ки Дука, Такеши Китано и придают спектаклю особое философское настроение. Мы увидели совсем другого «Черного стерха» Ивана Гоголева. Спектакль с элементами западной культуры очень тонко сочетается с нашим национальным колоритом и кажется чем-то абсолютно новым для театра. По словам Лены Гоголевой, специально для этого режиссер Лена Иванова-Гримм ездила по странам, смотрела спектакли других режиссеров, изучала язык западного театра, и у нее это получилось.

Вместе с главными героями спектакля мы пережили счастливые моменты их жизни, расставание. Прошли путь через ритуальные обряды и потери. И, наконец, узнали легенду о Черном стерхе.

Светлана Гаврильева