ВОЗВРАЩЕНИЕ ШУТА

На якутскую сцену возвращается знаменитая опера Джузеппе Верди 4 «Риголетто». Это уже третий приход язвительного придворного шута-горбуна, чью трагическую историю сам композитор считал лучшей из всех, положенных им на музыку.

Впервые опера была поставлена в Якутске еще в 1971 году режиссером Александром Хроленко и в течение нескольких лет являлась украшением репертуара Якутского музыкального театра.

В середине 90-х у постановки появился «монгольский след» — новую версию «Риголетто» создали режиссер Эрдэнэбулган и художник Гунгаасух, приехавшие из Улан-Батора благодаря Ассоциации оперных театров Сибири и Азии, созданной в те нелегкие для классического искусства оды для взаимной помощи и под- д е р ж к и . Главные партии в том спектакле исполняли ведущие мастера якутской оперной сцены: партию Джильды по очереди пели Альбина Борисова и Анна Дьячковская, популярная песенка Герцога о склонном к измене сердце красавиц звучала в исполнении Вячеслава Логинова и Семена Оконешникова. Заглавную роль злобного насмешника и страдающего отца попеременно играли Борис Алексеев и Прокопий Неустроев, который теперь в качестве главного режиссера театра возобновил, а вернее, восстановил оперу уже в XXI веке.

Главным стимулом и причиной третьего пришествия «Риголетто» стало возвращение в стены родного театра молодого солиста Александра Емельянова, лауреата всероссийских и международных конкурсов вокалистов, чей сочный и красивый по тембру баритон снискал ему массу поклонников не только в республике, но и далеко за ее пределами. В памяти местных поклонников и особенно поклонниц его таланта наверняка хранится образ певца в роли красавца-тореадора Эскамильо, покорившего сердце гордой Кармен.
Премьера оперы «Кармен» в ГТОиБ состоялась пять лет назад в декабре 2004-го, тогда же молодой солист отправился покорять российскую сцену и повышать вокальное мастерство в ведущих вокальных школах страны. Имя Александра Емельянова значилось в программе Международного фестиваля, организованного легендами мировой оперной сцены, народными артистами СССР Ириной Архиповой и Владиславом Пьявко. После стажировки в Академии молодых певцов Мариинского театра он исполнил на прославленной сцене партии Грязного в опере Н.Римского- Корсакова «Царская невеста». В 2007 году певец шлифовал свое вокальное мастерство в престижном Оперном центре Галины Вишневской.

Амплуа Емельянова — драматический баритон. Красивый тембр, хорошее владение голосом, музыкальность, незаурядные внешние и актерские данные открыли молодому солисту путь на подмостки ведущих российских театров. Александр пел на сцене Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича — ДанченКо, работал по контракту приглашенным солистом в оперном театре столицы Бурятии Улан — Уде и Ростовском музыкальном театре, где ему посчастливилось спеть в паре со знаменитой оперной дивой Хиблой Герзмава, лучшей исполнительницей партии Травиаты, по мнению российских и зарубежных  музыкальных критиков. Там же Емельянов примерил на себя трагическую шутовскую маску Риголетто. Его исполнение заглавной партии имело неизменный успех у публики и снискало хорошие отзывы специалистов.

На свой бенефис в Якутск, который кроме оперного спектакля будет включать большой концерт, Александр Емельянов пригласил своих друзей и коллег из Питера и Улан-Удэ. Партию Герцога в опере «Риголетто» на цене ГТОиБ 26 ноября исполнит молодой солист театра «Санкт-Петербург Опера», тенор Сергей Мунтиан. Партию Джильды споет заслуженная артиска Бурятии, лауреат международных конкурсов Билигма Ринчинова.

Не останется в стороне и «старая гвардия» оперной труппы ГТОиБ — Иван Степанов выйдет на сцену а роли оскорбленного графа Монтероне, а Айталина Адамова — в роли простушки Мадцалены, жертвы любвеобильного Герцога. В репетиционной работе принимают активное участие и другие звезды якутской оперы — Альбина Борисова, Анна Дьячковская, Юрий Баишев, Николай Попов. Хотя они и не выйдут на сцену в этот вечер, но их вклад в возрождение «Риголетто» очень ценен и значителен.

Сольный концерт Александра Емельянова зрители увидят 1 декабря. Остается добавить, что и бенефисный спектакль, и концерт певец посвящает своему учителю, профессору Арктического института искусств и культуры, заслуженной артистке РС(Я) Валентине Ивановне Колодез- никовой, которая раскрыла его дарование и вывела на большую оперную сцену.

Александр КСАНФ