ЛЕБЕДЬ НЕУМИРАЮЩИЙ

Жизнь и творчество Ирины Борисовой чудесным образом вплетены в историю якутского балета: 22 года она была прима-балериной самого северного балета. Одна из лучших выпускниц знаменитого Ленинградского академического хореографического: училища имени А.Я.Вагановой, стройная, лёгкая, одухотворённая, с безукоризненной техникой, с неповторимой манерой исполнения, Ирина Борисова как будто была рождена для классического танца. Ее легкие, летящие арабески, графическая  скульптурность поз имели особый смысл.

Не случайно эмблемой творчества примы якутского балета является образ Лебедя в «Умирающем лебеде» выдающегося русского балетмейстера Михаила Фокина на музыку К.Сен — Санса. Ирина Борисова сумела передать свое прочтение этого, по сути, вечного образа, трагедии, разворачивающейся в течение нескольких минут Лебедь Ирины Борисовой отражает неумолимый драматизм  одинокой души, покорное приятие судьбы, изысканную красоту в тени неминуемой гибели.

В 1984 году в Якутском театре был поставлен второй акт балета П.И.Чайковского «Лебединое — озеро», где Ирина Борисова исполнила партию Одетты. Одела Ирины Борисовой в своей глубине и. поэтической осмысленности является до сих пор непревзойденным образом Лебедя на якутской сцене.

Одной из лучших является партия Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского в постановке балетмейстера Алексея Попова. В 1985 году — Ирина Борисова исполнила партию Джульетты на фестивале Чайковского в Перми. Критики отметили своеобразие хореографической интерпретации балетмейстера А.Попова, который сумел сохранить в балете лучшие традиции стиля хореодрамы. Было сказано много хороших слов об исполнителях главных партий. Особенно о Джульетте. «Ромео и Джульетта» был успешно показан в Ташкенте, на Всесоюзном фестивале балетов Чайковского.

Одна из запоминающихся партий Ирины Борисовой — партия Жизели в одноименном балете А. Адана. Критики писали о том, что она «легко —  и изящно ведет сложное хореографическое повествование».

Ирина Борисова блестяще исполнила партию Кармен в одноактном балете «Кармен  — сюита» на музыку Визе — Щедрина, ее творческими достижениями стали партии Авроры в балете «Свадьба -Авроры» Чайковского, Никии в балете «Баядерка» Мин куса, Эсмеральды в балете «Собор Парижской богоматери» Пуни. Барышня в балете «Барышня и хулиган» Шостаковича, Ева в балете «Сотворение мира» А.Петрова и другие расширили диапазон чисто классической балерины.

Каждая ее партия заслуживает скрупулезного анализа. Одетта, Жизель, Никия,- Аврора, «Эсмеральда, Ева, Барышня, Кармен — женские судьбы в трактовке Ирины Борисовой выступали как носители гуманистической идеи. Балерина танцевала танец судьбы. Но в неувядающих образах классического наследия всегда верх берет жизнеутверждающая нота.

Ирина Борисова достойно, на высоком уровне представляла якутское балетное искусство на многих фестивалях и конкурсах всесоюзного и российского уровня в Москве, Душанбе, Сочи, Ялте, Севастополе, Перми, где выступала со знаменитостями мирового балета. В 1991 году она была участницей Международного гала- концерта — конкурса артистов балета в Югославии, в городах Белград, Нови-Сад, представляла якутское искусство в Китае. В 1994-м исполнила миниатюру «Умирающий лебедь» в Швейцарии на Днях искусства и культуры Якутии.

Хореографическая- миниатюра  «О солнце!» в постановке А.Попова стала визитной карточкой якутского балета на долгие годы. Эта своеобразная эмблема северного балета.  У Ирины Борисовой творческая  семья. Муж  Алексей Попов — легенда якутского балета, известный балетмейстер, в течение двадцати лет возглавлявший якутский балет, заслуженный артист РС(Я), лауреат. Государственной премии имен  П.А. Ойунскога. Творческая, семья внесла большой  вклад в становление,  формирование  и развитие  Якутского балета.  Балетмейстер А. Попов на якутской сцене  поставил более двадцати крупномасштабных балетов, многие из которых, стали  этапными в истории якутского балета.

В 2007 году она успешно окончила Санкт- Петербургскую государственную академию русского балета имени А.Я. Вагановой и  впервые в нашей республике получила редкую — специальность «балетовед: исследователь,  критик, преподаватель хореографического искусства». Ирина Иннокентьевна — первый профессиональный балетовед Якутии. Сегодня Ирина Иннокентьевна передает свои знания, богатый опыт молодым. Она является «ведущим преподавателем кафедры хореографии Арктического государственного института  искусств и культуры и ведет большую учебно — творческую и воспитательную работу среди студентов..

Заслуженная артистка республик, талантливая  балерина, педагог Ирина Иннокентьевна Борисова продолжает творческие поиски.

Ангелина Лукина