«ИСТОРИЯ ЛЮБИТ ПРАВДУ»

«История любит правду» — так написал в своих воспоминаниях Иннокентий Дмитриевич Христофоров — первый классический танцовщик Якутии, человек  незаурядного таланта, посвятивший всю свою жизнь развитию искусства хореографии на земле Олонхо. Имя человека, стоявшего у истоков развития национального балета, к сожалению, незаслуженно забыто. И потому, как думается, необходимо не только вспомнить его, но отдать должное его подвижнической деятельности. Начал танцевать Иннокентий Дмитриевич в 1 938 году, когда в Якутии только делались попытки создать профессиональный театр. А до того времени не существовало даже представления о классическом балете в Якутии. И в результате общих усилий в 1930 году родился Якутский государственный музыкальный театр-студия, при нем открылась балетная мастерская, куда и поступил молодой Иннокентий Христофоров. Для обучения молодых специалистов правительство республики пригласило творческую группу из Москвы. В её состав входили композиторы, хормейстеры, хореографы. Классический танец в мастерской преподавал балетмейстер Иван Алексеевич Каренин, в творческом багаже которого были школа Большого театра, Ленинградская консерватория. И.Христофоров блестяще освоил азы русской школы классического танца. Он был, несомненно, лучшим учеником И.Каренина, который в дальнейшем доверил ему преподавательскую деятельность. Профессиональная и человеческая дружба между учителем и учеником продолжалась многие годы. Начав выступать, Иннокентий Христофоров поражал зрителей своим мастерством и недюжинным талантом. Его лёгкий прыжок, артистичность, культура исполнения снискали любовь якутской публики. Очевидцы в своих воспоминаниях свидетельствуют, что «танцы в исполнении И.Христофорова и его партнерши И.Максимовой вызывали бурные овации зрителей». Его называли первым якутским танцовщиком. И.Христофоров создал образ Бэргэна в первом якутском национальном балете М.Жиркова и Г.Литинского «Полевой цветок», премьера которого состоялась в 1947 году. Постановщиком спектакля был С.Владимиров-Климов, приглашенный балетмейстер из Москвы. Кроме того, Иннокентий Христофоров оставил о себе память как о незабываемом Гирее в балете Б.Асафьева «Бахчисарайский фонтан», как о скульптурно-величественном Вакхе в «Вальпургиевой ночи» Ш.Гуно, как он своим стихийным темпераментом «зажигал» массу в «Половецких плясках» А.Бородина, восхищал в многочисленных концертных номерах. Имя Иннокентия Христофорова носит танцевальный ансамбль в Алексеевском районе Якутии,/ созданный им же в 60-х годах. История стирает из памяти потомков имена балетмейстеров-первопроходцев, которые формировали основу для дальнейшего развития классического балета в Якутии. Иннокентий Христофоров много сделал для того, чтобы последующие поколения деятелей национального балета по достоинству оценили их огромный вклад в балетное искусство республики, рассказывая о творчестве И.А.Каренина, С.В.Владимирова-Климова,  О.Т.Зиминой,  Н.М.Ходырева в своих статьях, опубликованных в разное время в газетах и журналах. В 1950 году Иннокентий Дмитриевич прошел стажировку в знаменитом Кировском театре и в Ленинградском хореографическом училище. Встречи с Агриппиной Яковлевной Вагановой, просмотры мастер-классов, спектаклей, обогатили его как Художника. Став руководителем балетного коллектива в местном театре, И.Христофоров наряду с пропагандой полотен классического наследия выступает как постановщик сценических вариантов фольклорных танцев, среди них — «Танец с кумысом», «Якутский осуохай», «Дьиэрэнкэй» и другие. Его воспитанники в дальнейшем стали солистами балета и достойно продолжали начатое их учителем дело. Но главная гордость отца/ педагога, хореографа — его дочь Наталья Христофорова, выпускница Новосибирского хореографического училища, прима-балерина Якутского театра 70-80-х годов, лауреат Государственной премии имени П.А.Ойунского, заслуженная артистка России и Якутии, дипломантка Всесоюзного конкурса исполнителей и балетмейстеров. Она и сейчас продолжает дело отца и наставника — работает педагогом-репетитором балетной труппы в Якутском государственном театре оперы и балета имени Суоруна-Омоллоона. Так первый классический танцовщик якут Иннокентий Дмитриевич Христофоров стал в своей республике родоначальником балетной династии.

Ирина БОРИСОВА