Приятно смотреть на шедевры мировой живописи. Но оригиналы можно увидеть лишь в музее, а разглядывать репродукции в альбоме не так интересно. Поэтому художники и делают копии. Что может быть лучше качественной копии мирового шедевра?
Десятки копий картин художников с мировым именем можно увидеть в выставочном зале «Комдрагмета» — Веласкес, Рембрандт, Ван Гог, Клаас Хед, Леонардо да Винчи, Мурильо… По словам искусствоведов, «подделки» выполнены очень хорошо. В Якутске имеется целая коллекция копий, сделанных прямо с оригинальных картин, хранящихся в залах Эрмитажа.
Все началось с того, что в 1994 году в Якутске появился филиал Красноярского художественного института. Благодаря ли ораторским талантам ректора или по каким-то иным причинам, но студентам живописного отделения института разрешили проходить копийную практику в самом Эрмитаже (что доступно далеко не всем художественным вузам страны).
В 1998 и 2001 годах будущие художники ездили в Санкт-Петербург и работали в фондах музея с оригиналами великих мастеров. В результате поездок постепенно сформировалась внушительная коллекция копий, которые в данное время хранятся в Арктическом институте культуры и искусств (АГИКИ).
В этом году коллекция копий обогатилась «Натюрмортом с виноградом» голландца Адриана Ван Утрехта, выполненным Сергеем Колесовым, и копией композиции Яна Стена «Гуляки», сделанной Туйарой Ивановой. Уникальная коллекция стала визитной карточкой учебного заведения и вызывает неизменное восхищение гостей. Сейчас филиал закрывается, а художников будут продолжать обучать в АГИКИ. Выставка стала, можно сказать, прощальным отчетом. За десять лет существования в учебном заведении было три выпуска, некоторые молодые авторы уже известны, а Вячеслав Ероев вступил в Союз художников России.
В экспозиции примерно сорок работ, половина из них — копии. Чистые ясные черты, темная одежда — сразу же узнаются портреты голландских и испанских живописцев («Женский портрет» Портмана, «Портрет ученого» Рембрандта). Как будто мы уже где-то видели эту толстощекую десятилетнюю девочку. Да это же Груня — портрет ребенка, сделанный Кравченко и скопированный студентом Красноярского института в 1998 году.
Есть копия портрета опальной «Царевны Софьи» художника Маковского. Портрет и еще ряд картин помещены в золотые рамы.
Сразу же привлекает взгляд копия картины испанца Эстебана Мурильо. Он очень охотно рисовал детей, они выходили у него живыми и непосредственными. Известная работа «Мальчик с собакой» довольно удачно дублирована студентом Николаем Ивановым. Но выставка — это не только копии. Тереза Пачеко-Чавес презентовала серию афиш к спектаклям Саха театра. Все они выполнены в смешанной технике, но, как и многие картины художницы, очень красочны.
Есть работы-иллюстрации. В трех иллюстрациях к книге Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» мы сразу узнаем главных героев. Вот Солоха впускает к себе черта, вот Вакула летит в морозном небе к царице в Петербург, а это Вакула стоит уже в обнимку с красавицей Оксаной… Та же тема, но в национальном варианте — графические иллюстрации к якутским сказкам. Камлающая шаманка, ысыах с якутской невестой, песнь шаманки — все в черно-белом варианте.
На выставке вообще очень много графики. В основном она сделана сериями. Преображенская церковь и дом купца Артамонова (кусочек Старого Якутска) совершенно старинные, такие какими они были раньше. В серии «Ленские зори» — жизнь речного порта в разное время суток. Вот на реке стоят лодки в освещении ярко-красного вечернего солнца, а вот белая северная ночь. Сочные краски удалось передать благодаря технике цветной линогравюры.
Экспозиция будет действовать всего одну неделю.
Татьяна БРИЗ