Накануне фестиваля косторезного искусства народов Рос¬сии, который пройдет в торговых рядах «Кружало’ с 25 по 28 февраля, мы встретились с заслуженным художником России, заслуженным деятелем искусств РС(Я), известным мастером-косторезом Георгием РОДИОНОВЫМ.
Детство Георгия Родионова прошло в Чурапчинском и Жиганском улусах. Со школьного возраста будущий мастер интересовался уникальным природным материалом — мамонтовой костью. После школы поступил в Якутское художественное училище, потом вернулся в родной Жиганск, занялся преподавательской деятельностью, работал директором Дома культуры и не переставал отдавать все свободное время творчеству.
Привлекающие Родионова темы — фольклор, народные сказания, бытовые мотивы. В технике объемной резьбы им выполнены фигурные шахматы и шашки. Каждая фигура изображает образы Добра и Зла, мира природы, якутских языческих легенд. Его работы «Коневод», «Бой лосей», «Стерхи», «Бык холода», «Дух огня», «Гибель зла» украшают лучшие музеи мира. Родионову хорошо удаются композиции в технике низкорельефной резьбы-барельефа, мастер умело использует форму, изгибы, гладкую лощеную поверхность и цветовое, декоративное своеобразие мамонтовой кости. Уникален барельеф с изображением стада в тундре, где можно насчитать до сорока фигур оленей, которые расположились на сужающейся белоснежной костяной пластине длиной 64 сантиметра. Поражаютвоображение композиции на тему противостояния Добра и Зла из сказаний якутского олонхо. Контрасты черного, и белого на редкость удачно подобранной кости, тонкость и изящество резьбы дополняют друг друга.
— Благодарю своих учителей — лауреата Госпремии РСФСР им.И.Репина Семена Пестерева, первого якутского скульптора Семена Егорова, театрального художника Георгия Туралысова, — говорит Георгий Николаевич. — Они постарались передать мне свои знания, опыт, учили подходить к материалу с любовью, раскрывать его скрытые возможности. У них учился обрамлять кость в благородные металлы — золото, серебро, в натуральный камень.
В 1978 году Родионов переехал с семьей в Якутск. Стал активным членом молодежной секции Союза художников, которым руководил живописец Николай Павлов, выпускник Ленинградского института им. И.Репина. Такое объединение здорово помогало молодым художникам в обеспечении исходным материалом, площадями для творческой деятельности, в реализации готовых работ. Раньше сырье шло по линии потребсоюза «Холбос» и было достаточно дешевым — 5 рублей за 1 кг. Часть затрат брало на себя государство. Сейчас косторезам приходится за килограмм мамонтовой кости выкладывать огромные деньги — тысячу рублей. А ведь нужно еще смотреть, чтобы кость была качественная, в противном случае немало уходит в отход. Представьте, на вытачивание одного комплекта шахмат требуется примерно 16 KГ кости.
Георгий Николаевич показывает мне фотографии своих работ Почти все находятся в музеях и в частных коллекциях. Конечно, жалко отдавать шедевры, в которые вложил душу, труд и терпение. На память остались лишь фотоснимки.
Пользуясь случаем, спросила художника, чем, кроме стоимости, отличается мамонтовая кость от рога лося, моржовой кости. Оказалось, разница огромная. Рог лося после полировки имеет серый цвет с вкраплениями пятен, что сказывается на внешнем виде готового изделия. А мамонтовая — она бело-желтого цвета, благородная.
Георгий Николаевич Родионов не только замечательный косторез, художник, скульптор. Он еще и прекрасный педагог. Студенты факультета языка, фольклора и национальной культуры Якутского госуниверситета, факультета фольклора и этнокультуры народов Арктики Арктического госинститута культуры и искусства справедливо считают его одним из любимых преподавателей.
Юлия ХОДУЛОВА