ВЫПУСКНИКИ АГИКИ ИГРАЮТ САРТРА

И как играют! На прошедшем недавно в Ярославле III фестивале дипломных спектаклей театральных школ России наши ребята   удостоились чести играть на сцене легендарного театра Федора Волкова — первого профессионального русского театра, открытого в 1756 году. Не всем участникам улыбнулось такое счастье: «волковская» сцена — одна, а студенческих коллективов было 25. Но организаторы «распределили» якутян именно так, а не иначе. Они были единственными, кто привез в альма-матер всех российских театров постановку знаменитого французского драматурга Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями». Они были единственными представителями Сибири и Дальнего Востока. И они были единственными, кто приехал на фестиваль без режиссера (режиссер-педагог курса, заслуженный артист РС(Я) Юрий Николаевич Козловский по ряду причин не смог поехать с ними).

А 30 апреля студенты IV курса факультета Исполнительских искусств АГИКиИ вернулись в Якутск дипломантами фестиваля.

Москва златоглавая.
Это не первый их спектакль и не первая победа. В апреле прошлого года они принимали участие в 18 Московском международном фестивале театральных школ «Подиум», на который съехались молодые артисты  не только из разных регионов России, но еще и Европы и Америки. О том, как они там выступили, лучше расскажут очевидцы. Вот выдержка из столичного журнала «Клуб» : «Открытием «Подиума» сталь спектакль Арктического института культуры и искусств из Якутии «Эй, кто – нибудь!». У.Сарояна (Постановка Ю. Козловского). Безымянный техасский парень, обвиненный лживой бабенкой в изнасиловании, Заключен в тюремную камеру и постепенно осознает, что его ждет неотвратимый суд Линча. Его последними часами, встрече с девушкой, которая могла бы предать смысл его заурядно – беспутной жизни, и посвящен спектакль. В нем много пауз, но каких! Кровоточащих, беспощадно  анализирующих, оглушающих. Молодые исполнители непосредственны, ограничены и отважны в своем отстаивании  главной темы спектакля: подлинная любовь, пусть хрупкая, как подснежник, способна возразить душу, даже исковерканную жестоким прагматизмом…

«За закрытыми дверями»
О сюжете своей новой постановки по Сартру Юрий Николаевич говорит только одно: до премьерного показа в Русском театре, который состоится 5 и 6 мая, это – тайна за семью печатями. Вернее « за закрытыми дверями». Благо, в Якутске этот спектакль никогда не ставился. Да что там в Якутске, по всей России постановок «Закрытых дверей» — раз – два и обчелся. Хотя на родине отца-основателя экзистенциализма Жана- Поля Сартра постановкам этой пьесы несть числа. Дело в том что Сартр неоднократно менял  свое отношение к Советскому союзу,- говорит Юрий Николаевич. Соответственно советский союз менял свое отношение к Сартру. К тому же пьесы этого драматурга традиционно считаются сложными в постановочном отношении. Поэтому в Ярославле, как мне рассказывали, реакция на наш спектакль была примерно такой: «Ну, что там якуты привезли?! Сартра?!»

Философский детектив.
-Но вы же, наверное, выбрали эту пьесу не только для того, чтобы удивить Ярославль?
-Разумеется. Спектакль за закрытыми дверями из тех, что заставляют человека задуматься о добре и зле. В наше время – замечаете? – эти понятия размыты. Тем не менее, человек четко должен осознавать, где добро и где зло. Это вовсе не значит что мир черно-белый. Это значит что любой из нас должен помнить: за все придется отвечать.
-Прописная истина…
-Один мудрый человек сказал: « Есть истины, которые  время от времени нужно пере- открывать для себя!». Искусство и призвано  помогать людям пере- открывать  вечные истины.  Что касается «Закрытых дверей», могу сказать: там есть  на что смотреть во время  спектакля  и есть о чем подумать после.  В нем каждый найдет для себя что- то особенное, интересное ему: от любителей детективов до любителей философии и фантастических потусторонних видений.

Первопроходцы.
-Триллеры и философия? Поневоле вспоминается пушкинское: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…» как же ваши ребята справились то?
-Можно, разумеется, установить планку пониже и легко  перешагнуть  через нее, но что это даст? А можно установить высоко…
-Падать придется долго.
-Может, и придется. И упасть, и больно удариться. Однако энергия мечты, энергия цели — она окрыляет. И она обладает колоссальной созида¬тельной силой. К тому же спектакль свой я ставил на конкретных артистов, с учетом творческой индивидуальнос¬ти этих молодых людей. Кстати, в чис¬ле  исполнителей  главных ролей — Екатерина Нарышкина, которая сыграла жену Тараса Десяткина. в фильме «Черная маска», и Степан Федоренко, лауреат. I Дальневосточного конкурса молодых артистов-чтецов.
-Солидно…
-Этот выпуск — первый актерский выпуск АГИКиИ — вообще очень сильный. Положение обязывает!.

«А на последок я скажу…»
—И еще об одном… Пьеса «За закрытыми дверями»  была написана  в апреле 1944 года, а в мае, то есть ровно 60 лет назад, она была впервые поставлена.
—А в мае 2004-го будет впервые показана в Якутске.
— Да. Это их дебют, их первый выход на публику…
—Как первый? А Ярославль?
— В Ярославле и на московском «Подиуме» просмотры  были закрытые, спектакли видели только  профессионалы. Теперь пришла пора вынести их на суд зрителей.
— Их?
— Кроме упоминавшихся уже постановок  в  репертуаре  ребят есть «Урок дочкам» Крылова,  «Моцарт и Сальери» Пушкина, «Чудаки» Горького, «В добрый путь» Розова. Такова программа театральных вузов:  каждый студент за годы учебы должен успеть сыграть и в классических спектаклях, и в современных. Разные эпохи, разные жанры и разные роли: в одном спектакле — главная роль, в другом — второстепенная, в третьем — эпизодическая.
-И когда мы их все увидим?
-Начиная с мая. Ребята покажут все свои работы. Происходить это будет на разных сценических площадках, не только в Русском театре.
-Почему?
-Зритель корректирует спектакль. Везде — по-разному. Молодым актерам очень важно это почувствовать, осознать.
-Что ж, желаем им успешной премьеры! И  постучим  по дереву…

Куннэй ЕРЕМЕЕВА