В МОДЕ ЛИ СЕГОДНЯ «МОДЕРН»?

Говорят, все новое — хорошо забытое старое. Не всегда. На нынешней, четвертой по счету, выставке «Арт-Саха Модерн», проходящей в Национальном художественном музее, «нового» было мало. Вместе с тем хорошо забытым старым его назвать никак нельзя.

С 1999 года выставка и конкурс среди якутских художников до 36 лет проводятся ежегодно. На суд выставляются творения по шести номинациям: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн и «приз зрительских симпатий». Жюри наикомпетентнейшее и, стоит отметить, в этот раз к оценке работ решило подойти особенно обстоятельно и строго.

Экспозиция в выставочном зале Комдрагмета открывается выбившимся в фавориты полотном «Игры белых ночей». Голубовато-сумеречные мотивы Матвея Новикова, чем-то напоминающие средневековье, переплетают европейские традиции с национальной тематикой. Также представленная автором графика — иллюстрации к книге Евгения Едукина «Омуккан» — говорит о повторении босховских образов его учителя Михаила Старостина, правда, с меньшей проработкой в деталях. Действительно же «новое» можно видеть лишь в композиционных решениях.

То, что нынешнему поколению художников не хватает индивидуальности, просматривается в работах практически всех конкурсантов. Много школ, направлений, тем, но не хватает чего-то «своего», что могло бы рассказать зрителям о творце произведения. Художники экспериментируют, пытаются найти себя, но как-то затушеванно, без энтузиазма. Авторы кидаются, то в динамику экспрессионизма.

В скульптуре представлена всего одна студийная работа, в дизайне — вообще ничего. Чем же объясняется такая пассивность молодого поколения? Иссякли творческие силы? Экспозиция не внушает очень уж оптимистичных настроений.

Среди удачных работ выстав¬ки есть произведения уже не столь «юных» художников, имена которых хорошо известны. Например, панно Натальи Николаевой «Охотник, созерцающий звездное небо», близкие к аппликации эксперименты с цветом Николая Курилова. Среди конкурсантов же без нареканий, пожалуй, только Андрей Чикачев. Его «Одуванчики. Три грации» и внеконкурсная «Осень», как всегда, знакомы и понятны каждому. Чувствуется, что художник нашел свой путь, остается пожелать этого и остальным.

Научный сотрудник НХМ РС(Я), искусствовед Наталья Димитриева надеется, что период упадка скоро пройдет:
— Молодые должны заявлять о себе смелее, участвовать в подобных конкурсах, ведь это уникальная возможность узнать реакцию зрителя. На недавний конференции «Художественное образование и духовное развитие личности», где собрались деятели культуры разных уголков России и ближнего зарубежья, прозвучала мысль о создании кафедры искусствоведения. Арктический институт плодотворно централизует работу не связанных между собой организаций и учреждений. Думаю, такой подход также поможет развитию современного изобразительного искусства Якутии.

Владислав ЛЕВОЧКИН